Смекни!
smekni.com

Педагогические условия формирования мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольног (стр. 6 из 15)

Обеспечить необходимый уровень сформированности внутренней позиции школьника и мотивов учения возможно лишь при создании специальных педагогических условий воспитания.

1.3. Педагогические условия формирования мотивационной готовности.

1.3.1.Роль любопытства, любознательности в формировании мотивационной готовности.

Основой для формирования мотивов учебной деятель­ности является любопытство и любознательность.

Н. И. Новиков в статье «Рассуждения о некоторых спо­собах к возбуждению любопытства в юношестве» писал, что у детей очень рано проявляется действенное стремление к приобретению новых знаний, к узнаванию нового: «Чув­ствующие себя одушевленными таким любопытством, или желанием знания, в беспрерывном движении, в каком ка­жутся быть их силы, ощущают некую болезнь, которая ничем утешаема быть не может, кроме подания пищи их духу. Они имеют душевную жажду, которая, как и телес­ная... возбуждает нестерпимое чувствование, никогда прежде не укрощаемое, пока не напоят и не утешат их наукой. Короче сказать, удовлетворение любопытству столь же для них необходимо, как и удовлетворение те­лесным потребностям» .

Любопытство, любознательность теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качест­во при умелом его развитии и направлении может пере­расти в жажду знаний, потребность к познанию. В. Ф. Одо­евский в руководстве для учителей писал: «Любопытство врождено человеку от природы; дело воспитателя напра­вить его на предметы полезные, обратить оное (любопыт­ство.— Г. П.) в страсть к познаниям или в любознатель­ность. Много средств вам предстоит для сего» .

Любопытство свойственно каждому ребенку, но степень его проявления бывает различна. Есть дети с ярко выра­женной любознательностью. Основным мотивом их позна­вательной деятельности является склонность к приобре­тению знаний. Однако немало детей, у которых это при­рожденное свойство не выступает как стимул к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, одобрения их стрем­ления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явле­ниях. Эффективным является и такой прием, как сопостав­ление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении. Достаточно сильным стимулом к обучению является осознание цели учения, если последняя захватывает не только разум, но и чувства детей. Практическая реализация этого положения предполагает четкую постановку перед детьми учебной задачи, разъяснения, что они будут делать и для чего. Это воз­буждает интерес к работе.

Мотивы-стимулы в учении могут проявляться и в фор­ме ответов взрослых на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка, уме­ло отвечать на них, побуждать детей к задаванию вопро­сов; это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями неизвестного им.

В. Ф. Одоевский совершенно справедливо отмечал, что вопросы детей свидетельствуют об их интересе, любозна­тельности, желании узнать что-то новое, являются показа­телями стремления дошкольников к знаниям и возникают не абстрактно, а под влиянием разнообразных впечатлений, в процессе деятельности. Например, наши дети спрашива­ют: кто такие негры? где они живут? почему их детей не пускают в школу, в которой учатся дети американцев? где живут слоны? а водятся ли они у нас в лесу? почему у верблюдов горб? и т. д. Дети дошкольного возраста, как подметил Д. И. Писарев, никогда не задают отвлеченных вопросов, вроде «что такое добро, зло, истина, красота». Они спрашивают о том, что непосредственно воспринима­ют, с чем сталкиваются в практической деятельности, что привлекает их внимание и возбуждает любопытство.

В. Ф. Одоевский дает ряд ценных советов, как относи­ться к вопросам детей и отвечать на них. Он предупре­ждает, что недопустимо безразличное, равнодушное, пре­небрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание вопросов и самих детей, небрежные, а порою и неумелые ответы: такое отношение гасит детское любопытство еще в зародыше, дети перестают задавать вопросы. Учитывая психологическую особенность старшего дошкольника, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спрашивать, что это такое, зачем, для чего, почему, Одоевский советует не торопиться отвечать на поставленный вопрос, а заста­вить ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении, показать ребенку в наблюдаемом характерные и сущест­венные признаки, которые сам он не может выделить, возбудить интерес к предмету, явлению. Иногда целесо­образно поставить перед ребенком целый ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов для того, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Советы В. Ф. Одоевского, как отвечать на детские вопросы, не потеряли своей актуальности и в наше время. Многие воспи­татели умело используют ответы на детские вопросы как форму мотива действий и поступков детей. В исследовании Е. Я. Беленко, Е. М. Герчиковой, Н. Н. Палагиной, Т. М. Поповой указывает­ся, что при обучении традиционными (информационными) методами, направленными на сообщение детям в занима­тельной форме различных сведений без выделения суще­ственных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отра­жают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? как это называется? когда это было? и т. д. Этот уровень любознательности отражает проявление у детей интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Это рядополагающие знания, и эффек­тивность их для умственного развития невелика: они пере­гружают память запоминанием второстепенного, несуще­ственного, быстро забываются; они не обобщены, а следовательно, трудно переносятся в другие виды дея­тельности.

При раскрытии перед детьми существенных связей, зависимостей и закономерностей в изучаемых предметах и явлениях у них возникают вопросы, отражающие при­чинно-следственные отношения между предметами, явле­ниями природы и общественной жизни. Вопросы эти носят, например, такой характер: для чего черепахе нужен твер­дый панцирь? для чего ежу иголки? зачем зайцу быстрые ноги? отчего птицы осенью улетают в теплые края? куда заходит солнце? почему звезды и луна ночью светят, а днем нет? отчего облака по небу ходят? отчего бывает гром и молния? почему у птиц разные клювы? почему разноцвет­ные бабочки? почему воробей, голубь ходят по лужам, по снегу босые и не простуживаются? и т. д. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетво­рение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления, упорядочение накоплен­ных конкретных знаний на основе выделенных взрослым общих линий их взаимосвязей.

Особой формой удовлетворения любознательности явля­ется использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблю­даемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают возможности ребенку осознать связи и зависимо­сти между ними. Фантастические образы, рассказы о не­бывальщине противопоставляются жизненному опыту ре­бенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие у детей интерес, суждения, споры в осознании уже известно­го или в познании нового.

Таким образом , основой для формирования мотивов учебной деятель­ности является любопытство и любознательность.

1.3.2.Влияние практической значимости и приложимости приобретаемых знаний на формирование мотивов учения.

Советские психологи и педагоги на: более глубокой теоретической и практической основе раскрыли выдвину­тое Н. И. Новиковым положение о том, что мотивы к уче­нию у детей обусловливаются пониманием ими практиче­ской значимости приобретаемых знаний. Отсюда делается вывод: только тот воспитатель обеспечит интерес детей к учению, который использует в качестве стимула практиче­скую значимость приобретаемых знаний и их приложи­мость в различных видах практической деятельности. Этот вывод подтверждается практикой работы детских садов. Например, в специально созданных ситуациях (в игре) де­ти используют полученные знания о труде людей, о на­значении орудий труда, машин в деятельности работников различных профессий. В играх отражаются наиболее яркие явления общественной жизни, природы, отношения людей, их быт. На основе знания полюбившихся детям сказок, рассказов они организуют игры-драматизации. Таковы игры «в семью», «в магазин», «в школу», «в театр», «в железную дорогу», «в космонавтов», «в больницу», «в раз­ведчиков» и т. д.

Приведем для иллюстрации игру «Железная дорога», в которую дети играли целую неделю.

Для игры Юра и Коля построили поезд.

Юра: Я буду машинистом, а ты, Коля, кондуктором.

Коля охотно соглашается. Боря берет на себя роль стрелоч­ника.

Коля: Ребята, кто хочет ехать в Москву? Возьмите билеты, а то поезд скоро уйдет.

В игру включается 10 детей-пассажиров.

Валя: Я буду кассирша.

Пассажиры покупают билеты в кассе и спешат к поезду.

Коля: Граждане, покажите свои билеты, без билетов нельзя входить в вагон. (Проверяет билеты и пропускает всех в вагон. Все занимают места. Раздается свисток. Поезд отправляется.)

Боря-стрелочник показывает красный флажок. Юра-машинист, не обращая внимания на него, продолжает вести поезд.

Боря: Товарищ машинист, разве вы не знаете, что, когда показывают красный флаг, нельзя ехать дальше, рельсы там не в порядке, а вы едете... Так нельзя. Может быть авария.