2. Политические: нестабильность в политике и нечистоплотность отдельных политиков, ошибки и просчеты политического курса привели к существованию в детской среде неуверенности в будущем, отсутствию всяких политико-экономических ориентиров, «зацикленность на негативном», депрессиям и страхам, протестам в качестве социально-политической защиты, уходу в неформальные молодежные объединения асоциального и антисоциального толка, повышенному критиканству, самоустраненности от политических и общественных дел, неприкаянности, националистическим проявлениям, культу жестокости, разборкам «с позиций силы» и др.
3. Социальные: изменения в медицинском обслуживании (платные услуги, отмена обязательной диспансеризации...) привели к увеличению числа заболеваний, возрождению некогда исчезнувших заболеваний, увеличение процента детской смертности и т.д.; изменения в системе образования (появление платных школ, альтернативного образования, увеличение числа специализированных школ с отбором учащихся, появление права школ выбирать учеников и т.д.) привели и к негативным последствиям, как-то: фактически не действует закон о всеобуче, большой процент детей (и до окончания 9-го класса, а после 9-го особенно) остались за пределами школы, породив детскую безнадзорность и беспризорность... Пока слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей с детьми в обеспечении материальной помощью, жильем, отдыхом и т.д.
4. Культурные: засилье молодежной массовой поп-культуры; дороговизна предметов культуры (книг, посещений музеев, театров, кинотеатров, поездок в другие города и т.д.); утрата приоритетов русской культуры в угоду американской с культом жестокости, насилия, порнографии, крайнего индивидуализма; разрушение системы детских внешкольных учреждений и т.д. — привело к утрате ценностного отношения к культуре, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры; недоступность кружков, секций, занятий спортом и т.д.
5. Моральные (произошла переоценка ценностей): ориентация молодежи на индивидуализм, появление определенных нравственных понятий типа «новые русские», «хозяева жизни», приоритет некоторых сомнительных ценностей типа «кроссовки из Торгограда», «Делай, что хочешь с шоколадом «Vispa», нравственная «раскованность» вплоть до распущенности и разнузданности, лжедемократия, этикет как внешние формы культуры поведения, американизация нравов, повальное увлечение азартны ми играми часто безнравственного содержания...
6. И как следствие этого — проявление некоторых негативных явлений, связанных с детством: детская безнадзорность и беспризорность имеют тенденцию расширения; появление детей-беженце в, бездомных детей; рост преступности несовершеннолетних; появление детской проституции и проступков, связанных с половой распущенностью; новые виды правонарушений детей и подростков: рэкет, разборки и т.п.; рост тенденции втягивания детей в табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсичных веществ; пропагандирование в детско-юношеской среде так называемого «безопасного секса»; уход в виртуальную сферу через Интернет, где тиражируются штампованные псевдоценности; межнациональные конфликты у детей и подростков; детский и юношеский суицид и др.
В каждом из названных факторов и тенденций — нарушения элементарных прав ребенка и прав человека, нуждающихся в воспитании.
Веяние нашего времени — детские страхи. Они тоже результат воздействия окружающей детей среды. Дети 2-го класса школы № 45 боятся: войны, теней, тигров, темноты, пауков, болезней, попасть под машину, лежать в больнице, врачей со шприцами, привидений, ядовитых змей, «руганья», тараканов, опасных животных, пантер; тех, кто бьет слабых; смотреть ужасы, утонуть, злых мальчишек, вулканов, саранчу, замерзнуть, злобных собак, когда их кто-то хочет обмануть.
В ответах старшеклассников уже более отчетливо просматривается боязнь того, что навеяно особенностями нашего времени: атомной катастрофы, неожиданно возникающих войн, террористических актов, «меня ограничивают в правах», маньяков-преступников, смерти, убийства кого-то из близких и друзей, что отец потеряет работу и нам не выжить, поздно вечером ходить по улице, СПИДа, наркомании, бюрократов, жуликов, плохих дел взрослых, болезней, обезличивающего коллектива и др...
Так современные реалии вносят существенный штрих в характеристику школьного детства. И соответственно вносят коррективы в организацию и методику воспитания.
Реалия первая
В повседневной жизни авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. «Старики» выросли в системе правил и традиций, где взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Сегодня десятилетний человек умеет так обходиться с компьютерами, сотовыми телефонами, видеомагнитофонами и прочими «игрушками цивилизации», что взрослый вынужден признать превосходство ребенка и брать у него уроки по освоению насущного культурного багажа (4).
Реалия вторая
Современная индустрия досуга взрослых является эквивалентом «субкультуры детства»: в ней смыслы высоких достижений цивилизации специально адаптированы к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Граница между «традиционной» взрослостью и детскостью стирается. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу. Книги, написанные для детей, попадают в круг чтения взрослых (Льюис Кэрролл, Джоан Роулинг, Линда Стюарт). Книги, адресованные взрослым, с увлечением читают младшие подростки (Джон Толкин).
Реалия третья
В настоящее время происходит смена универсального канала восприятия информации. Представители книжной культуры привыкли работать со словом. Современные дети больше доверяют изображению и звуку. Письменное слово не является для них непререкаемым авторитетом. Любой культурный продукт прошлого, на протяжении некоего (иногда достаточно долгого) времени существовавший в письменном виде, сегодня обретает новое «аудиовизуальное» лицо. Все более популярными становятся переложения известных сюжетов на язык аудиокниг и компьютерных игр.
Реалия четвертая
Мультимедийные технологии позволяют детям быть включенными в процесс глобального потребления информации. Дети, как и взрослые, хотят сами выбирать, на какие культурные эталоны ориентироваться, на каком языке общаться с друзьями и с миром. Плюрастичность становится культурной нормой дружеских, родственных, общественных отношений, умение выстраивать диалог – ключевым запросом современности.
Реалия пятая
Современная книжная продукция для детей строится по масс-медийному стандарту: подчеркнуто неестественные краски, клишированные образы, ориентирующиеся на мультфильмы и комиксы, быстро сменяющие друг друга кадры, мозаичные сюжеты, мгновенные пространственно-временные перемещения. В первую очередь этим требованиям отвечают энциклопедии и фэнтези. Школьные учебники, сделанные под «вчерашнюю» психологию, обманывают ожидания учеников уже в первом классе.
Реалия шестая
Чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика. На фоне более легких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентоспособным. Если замкнуть этот процесс рамками школьной дисциплины, то он потеряет всякую привлекательность и превратится в нудную процедуру по отработке навыка.
Современные реалии в произведениях для детей
Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека.
Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".
Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил".
А вот одна из задач "Ненаглядного пособия по математике" Г. Остера: "Вовочка купил за 3 рубля одну отечественную жвачку и продал ее на уроке географии своей соседке по парте Наташке за 4 рубля. Наташка продала эту жвачку своей лучшей подруге Люсе за 4 рубля 50 коп. Люся разделила купленную жвачку пополам и одну половину сжевала, а другую продала Машеньке за 5 рублей. Машенька немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 6 рублей. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек, и сколько истратил на свою жвачку Вовочка?".
Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.
В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка"). Постепенно в детскую литературу возвращается нормальная реальность, то, что должно окружать маленького человека в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Но это только одна сторона современной действительности, поэтому и произведения, написанные сегодня, столь разноплановы и многогранны.