Смекни!
smekni.com

Исследование отношения студентов вуза к молодежным неформальным объединениям (стр. 1 из 8)

Министерство науки и образования Российской Федерации

Югорский государственный университет

Гуманитарный факультет

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая по социальной педагогике :

Исследование отношения студентов вуза к молодежным неформальным объединениям

Выполнил :

Трембач Оксана, студентка 3 курса гр. 9160

Руководитель:

Еремеева Людмила Ивановна

доцент кафедры педагогики и психологии,

к.п.н.

Ханты-Мансийск

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава1.Классификация неформальных объединений молодежи ………...4

1.1. Ассоциальные неформальные объединения……................................6

1.2. Антисоциальные неформальные объединения……………………..21

1.3. Просоциальные неформальные объединения………………….26

1.4. Неформалы художественной направленности……………………..27

Глава 2. Изучение особенностей отношения к неформальным объединениям, студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского государственного университета …………………………...37

2.1. Методика изучения отношения к неформальным объединениям в

вузе………………………………………………..…………………..37

2.2. Сравнительный анализ результатов исследования отношения

студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского

государственного университета …………………………………….42

Заключение……………………………………………………………………...44

Список литературы…………………………………………………………….46

Приложения……………………………………………………………………..48

Введение

Актуальность - На мой взгляд, тема о неформальных объединениях сейчас очень актуальна, по той причине, что мы постоянно сталкиваемся с людьми непохожими на нас. Это происходит постоянно - на улице, в магазине, в университете, в общественном транспорте. Все эти столкновения тем или иным образом влияют на окружающих людей. Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. «Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода». В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. В отношении неформальных объединений сложился самый острый дефицит – дефицит информации.

Цель: исследование отношения к «неформалам» студентов ЮГУ, на примере двух факультетов: гуманитарного и инженерного.

Объект: отношение к неформальным молодежным объединениям

Предмет: особенности отношения студентов вуза, а именно гуманитарного и инженерного факультетов к неформальным объединениям.

Гипотеза: мы предполагаем, что студенты гуманитарного факультета, в связи с родом своей деятельности более осведомлены о неформальных объединениях, и поэтому относятся к ним более демократично.

Задачи:

1. Изучить основные литературно – публицистические источники по проблеме молодежных течений. Познакомиться с историей возникновения различных неформальных объединений, их традициями, идеологией.

2. Изучить отношение студентов гуманитарного и инженерного факультетов Югорского Государственного Университета к «неформалам»

Методы исследования: Для решения поставленных задач в исследовании и проверки гипотезы были использованы следующие методики: анкетирование и опрос.

Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретический анализ исследуемой проблемы и исследование отношения к неформальным объединениям; заключения; списка литературы и приложения.

Глава 1. Классификация неформальных объединений молодежи

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти. Основные признаки неформалов.1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса. 2) Слабо выраженная внутренняя структура. 3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. 4) Слабые внутренние связи. 5) Очень сложно выделить лидера. 6) Не имеют программы деятельности. 7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны. 8) Представляют альтернативу государственным структурам.9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. Причины возникновения.1) Вызов обществу, протест. 2) Вызов семье, непонимание в семье. 3) Нежелание быть как все. 4) Желание утвердится в новой среде. 5) Привлечь к себе внимание. 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране. 7) Копирование западных структур, течений, культуры. 8) Религиозные идейные убеждения. 9) Дань моде. 10) Отсутствие цели в жизни. 11) Влияние криминальных структур, хулиганство. 12) Возрастные увлечения. 1.1.Ассоциальные неформальные объединения Они стоят в стороне от социальных проблем но не представляют угрозу общества. В основном выполняют рекриационные функции. Пример: панки - девиз «живем здесь, сейчас и сегодня» , мажоры - это люди которые проповедуют теорию хайлайфизма «высокий уровень жизни» - это люди которые умеют зарабатывать деньги, их привлекает западный образ жизни. Среди мажоров американцы, фины; рокоббили - это поклонники рок-н-ролла - девиз “сочетание изящества со свободным поведением”, рокеры, хиппи.

Расскажу немного подробнее о некоторых из них, которые часто встречаются:

Хиппи Хиппи – группы молодежи, отвергающие установленные нравственные устои, общепринятые нормы поведения и ведущие бродяжнический образ жизни.(Советский энциклопедический словарь).
Движение хиппи зародилось в 60-х в Лос-Анджелесе – об этом знают многие. Но на самом деле нечто, напоминающее современных хиппи, появилось в 20х годах в Германии. Молодые люди объединялись в группы под названием wandervogel (свободные люди) . Они носили длинные волосы, порицали городскую цивилизацию, читали индийских философов и ратовали за свободную любовь. Это одно из старейших неформальных течений молодёжной субкультуры. Незабываемые 60-е годы, «эпоха цветов». Революция, о поражении которой так много говорили в 70-х, на самом деле победила. Музыка 60-х, театр 60-х, живопись 60-х - это попытка вытолкнуть себя за привычные пределы. Хиппи, как известно, дети цветов, и немудрено, что они обожают все яркое, цветастое. Настоящий «хипповский прикид» обычно является произведением искусства, и, конечно же, - вершина хиппового самовыражения – феньки. Фенька может быть какой угодно. Само слово произошло от вольной интерпретации английского «thing». Первоначально так назывались любые мелочи, которые дарили друг другу. Позже так стали называть в основном украшения, причем самодельные. Фенька - не просто украшение, она несет определенную смысловую нагрузку. Учитывается все: цвет, стиль, размер. У нее должно быть имя, которое ей обычно придумывает автор. Феньки используются у супругов-хиппи вместо обручальных колец. Встречаются "бродячие" феньки, которые передариваются неимоверное количество раз и иногда успевают обойти почти всю страну. Конечно, нынешнее поколение хиппи не совсем похоже на первоначальное. Зачастую молодежь, называющая себя так теперь, далека от духовности шестидесятников. Несмотря на внешние атрибуты, в ней не сложно увидеть лишь имитацию. Всевозможные феньки, вещи из second hand, традиции free love (свободная любовь) , музыка «Дорз» и Дженис Джоплин - ничего не могут принести человеку, который на самом деле далек от самой идеи, идеи Любви Всеобщей и Всепоглощающей, человеку, далекому от поиска и от пути к этой любви. Ведь главное, что объединяло, что заставляло людей называть себя хиппи была идея – пацифизм. Само слово «пацифизм» происходит от латинского «pacificus» (умиротворяющий), и очень часто пацифизм толкуется как «борьба за мир» и стремление жить без войны. Конечно, это верная точка зрения, но уж очень упрощённая ведь, пацифистская теория гораздо глубже и радикальнее. Смысл пацифизма заключается в отказе от всякого насилия для достижения каких-либо целей. Это включает в себя не только отказ от войн, но и провозглашает абсолютное ненасилие. Истинный пацифист никогда не прибегнет к насилию, даже для собственной защиты или защиты своих родных и близких. Но тогда возникает непроизвольный вопрос: «А как же тогда бороться со злом, не уничтожая его?». У пацифиста есть ответ на этот вопрос, «Ведь если отвечать насилием на насилие (т.е. сопротивляться), то зло в мире не только не исчезнет, но и наоборот – его станет в два раза больше».
Если же смотреть шире, то схожие идеи мы можем найти в библии. Некоторые одним из первых пацифистов называют Иисуса Христа. Как мы видим, его заповеди полностью выполняются пацифистами: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» и «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». В принципе библейские заповеди и стали основой для идеологии хиппи.
И задолго до Христа сходные мысли высказывал ещё один знаменитый пацифист Суддхартха Гаутама, известный под именем Будды: «Освободи своё сердце от злобы, ибо никогда в этом мире ненависть не уничтожится ненавистью, но отсутствием ненависти уничтожится она».
Из всего вышесказанного напрашивается логичный вывод о том, что многие люди, считающие себя пацифистами, на самом деле не являются таковыми. А рассуждают они примерно так: «Сам я человек мирный. Не собираюсь ни на кого нападать, но если нападут на меня или на моих близких, то, защищая их, я буду обороняться».
Точно также многие люди, не имеющие с хиппи ничего общего, любят надеть на себя фенечки, ксивники, хайратники. Сами хиппи иронично называют таких людей “клюхами” (аббревиатура от насмешливого выражения «Клуб Любителей Хиппи»). В наши дни хипповская атрибутика вошла в моду. Многие символы носятся людьми «просто так». Как видим – не все люди, внешне напоминающие хиппи ими являются. Влияние моды на людей – неизбежно.Что же касается пацифика – излюбленного символа хиппи, то здесь существуют различные версии относительно того почему он имеет такой внешний вид.
Теория первая. В период «холодной войны» между СССР и США (60 –70 –е. гг. 20 в) во многих европейских странах проходили демонстрации протеста против разработки обеими державами стратегического оружия и размещения пусковых ракетных шахт в Европе. Пацифисты принимали в этих акциях самое активное участие. С тех пор пацифик у многих ассоциируется с ограничением ядерных вооружений: якобы круг пацифика ознчачет «запрет», а символ в центре – ракета, которую нужно «ограничить».Теория вторая. Самая распространенная версия гласит, что центральный элемент пацифика – это отпечаток лапки голубя. А голубь, как известно – символ мира, радости и спокойствия.
Теория третья. Согласно этой теории центральная часть пацифика – руна. Если перевернуть её, то мы увидим нечто, напоминающее растущий тростник, или рога лося, что толкуется как «устремление вверх, сила, мощь». Как известно, если перевернуть руну, то ее значение толкуется как противоположное, т.е. «покорность, спокойствие». А круг в Древнем Египте являлся символом Солнца.
Существуют группы (объединения), неформалов, взаимосвязанные между собой и насчитывающие в общей сложности десятки тысяч сторонников, распространенные во многих крупных городах, имеющие более чем двадцатилетнею историю и субкультуру. Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и множество фольклорных историй, повествующих о деяниях легендарных хиппи. Это движение опирается на достаточно разработанную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенционализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых «бунтарей». И все же бытует мнение, что хиппи как явление остались в прошлом и в наше время их просто не существует. И если же и есть люди следующие идеям хиппи, то идеи эти упрощены до неузнаваемости.
Очень сложно сосредоточиться на вещах нематериальных и освободиться от «бытовухи», когда все вокруг, даже люди любимые, считают твой путь ненормальным и стараются тебя «излечить». Но и среди современных хиппи существуют люди, которые духовно растут и которые стремятся к свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, гуляют с гитарами и флейтами на людных улицах, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, сочиняют песни, живут с любовью и ради любви. Быть хиппи - это еще один путь, путь любви реальнее многих прочих, и этот путь имеет сердце.