Федеральное агентство по образованию
Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Кафедра общей педагогики
Контрольная работа по педагогике на тему:
«Социальное пространство воспитательного процесса»
Выполнена студенткой 1 группы 2 курса
очной формы обучения
историко-филологического факультета
Рудаковой Анастасии Сергеевны
Проверил: доцент кафедры педагогики к.п.н.
Фролова Марина Евгеньевна
2010 Шуя
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие социального пространства………………..………… . …..…………...5
Психологический климат группы…….....……………………………………...11
Группа в социальном пространстве воспитательного процесса..…………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………….24
Введение
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого совершения существует свое соответствующее пространство. Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющим свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, которые ежедневно разворачиваются перед ребенком либо в области слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, аппаратов, транспорта и прочего.
Социум формирует представление о существующих связей общества с миром и в обществе. Если связи традиционные, ребенок быстро осваивает эту картину реальности и принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят «среда воспитывает», подразумевается, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, которое ему представило социальное пространство.
В социуме, как в предназначенном для жизни человека пространстве, ребенок проявляет и утверждает свое «Я», функционируя как социальное существо и в этом обретя свою социальную сущность. Когда говорят «среда воспитывает», понимают под сказанным, что в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими эмансипируется, автоматизируется личность. Но, разумеется, социальное пространство, как такое во всем своем ответе, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель через слагаемые социального пространства, социум оказывает формирующее социальное влияние. И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия – это основной перечень социальных пространств. Индивидуальная поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна сила влияния на характер становления.
Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом не исправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье. Школьная среда предоставляет ребенку больше возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу, и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.
Высоко оценивая роль семьи как первичного социума, школа не может не выходить на связь, взаимодействие, союз и сотрудничество. Наблюдая за детьми «трудными», приходится признавать, что истоки проблематичности в развитии личности. Отсутствие одного из элементов в модели социального пространства порождает психологические проблемы ребенка.
Понятие социального пространства
Социум (лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека.
Говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов.
Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием - дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержание жизни: они живут в степи, взаимодействуют со степью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жизненно значимое; городские дети, подрастающие в каменных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ребенка, живущего на лоне природы, самочувствие.
Социальное пространство — это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.
Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; включает в себя достижения общечеловеческой культуры, отраженной в формах поведения, одеждах, достижениях цивилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе. реальный разворот складывающихся в настоящем новых отношений. И весь этот перелив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает социальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребенка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуальный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разворачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно существующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.
Социум формирует представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в обществе. Если связи традиционны, ребенок быстро осваивает эту картинку реальности и, так как у него пока нет иного варианта, принимает воспринимаемое за единственно возможное. Когда говорят "среда воспитывает", подразумевается, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему предоставило социальное пространство.
В социуме как в предназначенном для жизни человека пространстве ребенок проявляет и утверждает свое "Я", функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Когда говорят "среда воспитывает", понимают под сказанным, что только в социальной среде рождается "Я", только в единении с другими эмансипируется, автономизируется личность.
Но, разумеется, социальное пространство как таковое, во всем своем ответе, не может выступать субъектом воспитательного процесса и ставить цель. Через слагаемые социального пространства социум оказывает формирующее и развивающее влияние.
И, в первую очередь, через контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия — вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. Индивидуальна поочередность их влияния на личностное становление, но столь же индивидуальна и сила влияния на характер становления. Для малыша решающим будет семейное пространство. Его влияния первичны и во многом неисправимы, поэтому часто говорят, будто основы воспитания ребенок получает в семье.
Школьная среда предоставляет ребенку большие возможности для личностного роста, так как в школе он непосредственно выступает членом группы равных и в этой роли связан множеством нитей социальной зависимости. К тому же, эмансипируясь с возрастом от родителей, он обретает в одноклассниках референтную группу, и в ходе школьной жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль.
Сравним характеристики социального пространстве семьи и социального пространства школы на простом эпизоде жизни ребенка, по-разному завершающемся в этих разных обстоятельствах.
1 Эмансипация — (лат emancipatio) — освобождение от зависимости.
2 Автономизация (гр. autos cam + nomos закон) - приобретение способности к саморегулированию, к самоуправлению.
3 Референтная группа (англ. reference - сообщение, рекомендация) — группа эталонная, ценностные ориентации которой являются для личности эталоном.
Игра "Горячо-Холодно". Внук подглядывает, куда бабушка прячет предмет. Она это видит, но прощает такую слабость любимому внуку. Тот же ребенок в той же игре в школьных условиях при таком же поведении исключается из игры детьми: 'Ты не будешь играть, ты нечестно играешь". Суровый закон социальной группы оснащает ребенка социально необходимым, чего не дает всепрощающая, любящая, воспринимающая семья.
Группа по творческим интересам (шахматы, танцы, спорт, краеведение и другое) обладает своим особым влиянием. Во-первых, ребенка туда влечет интерес, и, значит, он очень дорожит правом состоять членом этой группы, что, в свою очередь, означает полное и беспрекословное принятие ребенком законов этой группы. Во-вторых, через данную групповую деятельность он утверждает свое индивидуальное "Я" в большей степени, чем в какой-либо другой социальной группе. И, наконец, в-третьих, творческая деятельность предоставляет ему возможность проживать счастье в высокой степени удовлетворенности жизнью. Вот почему дети в кружки, секции, спортшколы и клубы бегут, несутся, стремятся, торопятся, летят, как на крыльях.