Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами природы
1.1. Основы эстетического воспитания
1.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3. Природа как средство формирования эстетической культуры
Выводы к главе 2
Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами природы
2.1. Анализ эстетического воспитания младших школьников
2.2. Предложения по совершенствованию работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы
2.3. Результаты исследования
Выводы к главе 1
Заключение
Литература
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы.
Актуальность исследованияопределяется тем, что экологическое содержание в образовательной системе включает взаимоотношения человека и общества, взаимоотношения между людьми и окружающей социальной и природной средой.
Одним из важных вопросов экологического образования младших школьников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения. Одной из недостаточно разработанных сторон эколого-эстетического образования является развитие эстетического отношения к природе.
Период младшего школьного возраста характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Содержание экологического образования, по мнению С.Н.Николаевой включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом.
Начальные школы решают конкретные задачи, направленные на эстетическое воспитание детей: развитие умения чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, эмоционально откликаться на него, оценивать прекрасное, стремиться в меру своих возможностей дополнять красоту окружающего мира.
Совершенно очевидно, что все эти задачи могут успешно решаться лишь при условии воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности. Формированию эстетических чувств и представлений детей, приобщению к прекрасному осуществляется в определенной системе, в различных видах деятельности, при восприятии окружающей действительности и произведений искусства. Создание запаса эстетических знаний, обогащение художественных впечатлений – первая задача эстетического воспитания и решения наиболее успешно в процессе непосредственного контакта ребенка с эстетическими явлениями в окружающей жизни и природе.
Эстетическое отношение не дано человеку от рождения, а формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства. Успех в такой работе будет зависеть от точно подобранных педагогом и максимально эффективных средств и способов.
Предмет исследования - формы работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами природы.
Задачи исследования:
· Изучить основы эстетического воспитания школьников;
· раскрыть особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;
· рассмотреть природу как средство формирования эстетической культуры;
· проанализировать уровень эстетического воспитания младших школьников;
· Разработать направления и мероприятия по совершенствованию работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами природы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методовисследования: изучение и теоретический анализ педагогической, научно-практической методической литературы, типовых программ, учебных планов для начальной школы, наблюдение, обобщение, проектирование, моделирование, разработка технологии выполнения оригами, изучение продуктов учебной деятельности младших школьников.
База исследования – средняя общеобразовательная школа № 18,г. Мурома.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Эстетическое воспитание опирается на культурный опыт человечества, в том числе на искусство, выполняющее функцию накопления. Лучшие образцы эстетической (духовной) культуры, вобравшей в себя представления людей прошлого о прекрасном, совершенном, гармоничном, о счастье человека, о его борьбе за честь, справедливость, свободу, являются мерой универсальности и гармоничности личности. Современная духовная культура вооружает человека современными идеалами, надеждами и стремлениями, современными представлениями о красоте и прекрасном.
Эстетическое воспитание посредством эстетической культуры формирует творческого человека, открывая его душу звукам, краскам, формам природы и способствуя более полному, связному, глубокому и гармоничному пониманию мира, тем самым, помогает раскрыть творческие способности человека, необходимые для любой сферы деятельности, для любой профессии. По мнению Б.Т. Лихачева, эстетическое воспитание - это «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Его понимают и как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, так и социальная группа, и общество в целом. Оно – обязательный элемент функционирования всей совокупности духовного богатства индивида. Тем самым, эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми основными процессами формирования индивида (нравственное, физическое, умственное воспитание и т.д.), является неотъемлемым компонентом воспитания творческой личности[1].
В целенаправленности эстетического воспитания перекрещиваются объективные и субъективные стороны общественных идеологических процессов. Оно вбирает в себя всю систему способов эстетического развития личности, которая определяется всем богатством среды и жизнедеятельности общества. Реализуется эта система в более ли менее специфических формах, однако в ней всегда присутствует элемент свободного времени и отсутствует навязчивый дидактизм.
Поэтому справедливо охарактеризовать процесс эстетического воспитания как один из наиболее демократических способов духовного развития личности, реализуемый в различных сферах жизни общества.
Интересны воззрения русских просветителей ХIХ века Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и Л.Н. Толстого, которые считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю.
В основе эстетического развития лежит воспитание чувств. Ни интеллектуальное, ни физическое, ни эмоциональное развитие личности не может быть полным, если она эстетически не развита. Эстетически развитый человек относится к себе, к природе, к другим не как собственник, а как личность, чувствующая уникальность и своеобразие другого[2].
Идеи и механизмы эстетического воспитания были заметны уже в трудах выдающихся педагогов-мыслителей: Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что «из всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, и следует прежде всего развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают, прежде всего». И.Г. Песталоцци отмечал, что «…. все должно исходить, как из центра твоего чувственного восприятия». Он относил созерцание к чувственному восприятию и считал, что оно является единственным фундаментом обучения, так как оно (созерцание) является единственной основой человеческого познания. По его мнению, «… недуги школьного дела нельзя излечить, если не подчинить формы всего обучения тем вечным законам, по которым человеческое познание поднимается от чувственного восприятия действительности к четким понятиям».
Н.А. Дмитриева отмечает, что какие бы ни существовали воспитательные системы, главной задачей эстетического воспитания является – «дать верное направление и развитие тому чувству прекрасного – эстетическому чувству, которое в каждом из нас заложено».