- Биография………………………………………………………………………5-9
- Космическая философия………………………………………………………9-17
Философия русского космизма — явилась откликом на духовно-интеллектуальную атмосферу кризиса цивилизации, ставшего трагически очевидным на рубеже XIX и XX веков. Философия космизма — это попытка дать ответ на глобальные проблемы (прежде всего, проблемы внутренние), с которыми столкнулась человеческая цивилизация.
Путь человека мыслился космистами как путь к просветлению и самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочению всех землян в единую братскую семью. Овладение космосом не рассматривалось в русском космизме как самоцель и тем более как средство само возвеличивания человеческой гордости. Его целью является торжество жизни и человечности. При всем разнообразии подходов к рассмотрению и разрешению проблем в идейно-философской подсистеме космизма, содержатся универсальные компоненты.
Анализ философско-мировоззренческой проблематики русского космизма позволяет выделить его следующие родовые особенности.
Русский космизм осознал и убедительно доказал неразрывную связь человека и космоса, общества и окружающей природной среды. Природа и человек в русском космизме — равновеликие ценности, — отсюда философский принцип антропокосмизма.
Человек способен, преодолев пространство и время земной ограниченности, достигнуть истинного бессмертия. Идея и принцип воскрешения в широком смысле означает и способность природы к самовосстановлению и раскрытие и использование жизнетворчества человека.
Природно-исторический процесс объективно служит делу объединения разрозненного человечества, превращая народы в единую семью, а человека — в гражданина мира. Однако это должно происходить на основе сохранения индивидуальности и уникальности культуры и, следовательно, социальной специфики различных народов.
Философия русского космизма провозглашает новую этику, основывающуюся на "Воле Вселенной", на мировосприятии живого, а не умирающего (знающего о своей неминуемой гибели) человечества. Это — глобальная этика, основанная на человеческой и сверхчеловеческой любви. Философия русского космизма актуализирует потребность в новом глобальном сознании, новом типе мышления, характеризующемся открытостью осознанием сущностно-смысловых компонентов мира, чуткостью к противоречиям и т.д. Необходимо целостное восприятие мира, складывающееся вне зависимости от полноты знания его объективных связей и взаимодействий. Для полного описания мира нужно использовать бесконечное число связей. Не зная их объективно, человек может знать их целостно.
Мне бы хотелось показать этой работой всю суть открытой мною проблемы. Ведь решение ее лежит не на поверхности, до нее нужно ''докопаться''. Во всяком случае , я сделал такую попытку. Например, я постарался как можно глубже раскрыть основные вопросы работ основателя космизма – Н. Ф. Федорова. Что касается того, почему я решил взять эту тему – я не знаю… Возможно, на это решение повлияли две причины:
Во-первых, мне посоветовал мой наставник по философскому пути Игорь Альбертович, а ,во-вторых, это как у Заболоцкого:
Вчера, о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.
Вот почему я заинтересовался этой темой. А цели у меня были примерно похожи: посмотреть на мир другими глазами или просто узнать для себя что-то новое, в какой-то мере поразвлечься. Но когда я начал заниматься этой темой, мне стало не до шуток…
На первый взгляд легко- что такое космос, звезды, бесконечный вакуум… Но на самом деле все намного сложнее: философия, история, в какой – то степени литература – все перемешивается в этом понятии. Итак, вот что вышло из моих попыток понять все это…
БИОГРАФИЯ
В истории существуют духовные явления, содержание и смысл которых раскрываются не сразу. Пройдя незаметно или затронув небольшой круг умов и сердец, они с течением времени все возрастают в величии и силе. К такого рода явлениям принадлежит наследие Николая Федорова, поразительно национальное по своим прозрениям и устремлениям и вместе с тем (а возможно, и поэтому) достигающее уровня универсальных, мировых идей. Никто другой из блистательного созвездия русских мыслителей конца прошлого и нашего века не объял в своем влиянии такие широкие ряды культуры, как Федоров: от Ф. Достоевского и Л. Толстого до М. Горького и В. Брюсова, от В. Хлебникова и В. Маяковского до Н. Клюева и Н. Заболоцкого, от художников В. Чекрыгина и П. Филонова до такого выдающегося прозаика философского склада, как М.Пришвин, или такого гения, как А. Платонов.
Сергей Булгаков, сетуя в связи с Федоровым, что ему никто из мыслителей не сказал решительного «да», никто «не решился сказать и прямого «нет», приходит к такому выводу: «Остается признать, что не пришло еще время для жизненного опознания этой мысли, — пророку дано упреждать свое время»1.
_______________________________________________________________________________________________________________
1 Булгаков С. Н. Душа социализма // Новый град (Париж). 1931. № 2.
Как же сейчас обстоят дела с этим «опознанием», продвинулось ли оно за истекшие почти полвека? В значительной степени — да! Федоровские идеи регуляции природы, борьбы со смертью, обретения человеком и человечеством более высокого онтологического статуса были признаны лежащими у истоков активно-эволюционной, космической, ноосферной мысли XX в. Но при всем своем универсализме, обращенности и к верующим, и к неверующим Федоров мыслитель по преимуществу религиозный, ибо устремляет человечество к наивысшим и наиблагим идеалам и целям, которые только можно себе помыслить и представить сердечной мечтой, — а выработка таких устремлений всегда является глубоко религиозным актом.
Долгое время значительная часть жизни Николая Федоровича была скрыта некоей завесой таинственности. Да и вторая ее половина, когда он становится знаменитой личностью Москвы, «необыкновенным библиотекарем» Румянцевского музея, укладывалась чаще всего в некую образцовую, почти житийную схему неустанного подвижничества и духовных подвигов. Сравнивали его по загадочности биографических истоков со старцем Федором Кузьмичом, по самоотверженному служению людям с доктором Федором Гаазом, называли своего рода первосвященником по чину Мельхиседека (т. е. не по помазанию, а по свободному избранию), московским Сократом, поскольку его учение распространялось по преимуществу устно, в узком кругу друзей и последователей.
И только в последнее время удалось более точно раскрыть самую тайну его рождения, ряд важнейших эпизодов его до-московской биографии.
Николай Федорович Федоров родился 26 мая 1829 года (по старому стилю) в селе Ключи Тамбовской губернии. Незаконнорожденный сын князя П.И. Гагарина (мать - дворянская девица Елизавета Ивановна), фамилию и отчество будущий мыслитель получил от своего крестного отца - Федора Карловича Белявского.
В 1849 г. Федоров окончил Тамбовскую гимназию и до марта 1852г. учился к Ришельевском лицее в Одессе, однако лицей не закончил. В течение четырнадцати лет, с 1854 по 1868 гг. он работает в уездных училищах среднерусской полосы, преподает историю и географию. Долго задерживаться на одном месте ему не дает непримиримое отношение к местным порядкам: за это время он меняет семь городов. Боровское уездное училище стало последним в преподавательской деятельности Федорова.
С 1868 по 1874 гг. он работает в Чертковской библиотеке помощником, затем в продолжении 25 лет - библиотекарем Румянцевского музея, а в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. Николай Федорович был первым, кто составил систематический каталог книг Румянцевского музея и выдвинул предложение о международном книгообмене.
При жизни Федоров печатался мало, по преимуществу в провинциальных или малоизвестных изданиях и всегда анонимно. Сразу после смерти ученого (15 декабря 1903 г.) Петерсон и Кожевников (последователи учения Федорова) приступают к подготовке к печати всего написанного их учителем. В 1906 г. в г. Верном (ныне Алма-Ата) вышел первый том "Философии общего дела" в количестве 480 экземпляров. Второй том увидел свет в 1913 г. в Москве. Был подготовлен и третий том, но бурные события первой мировой и Октябрьской революции помешали его изданию.
В 1982 г. в серии "Философское наследие" (том 85) вышла книга Н.Ф. Федорова "Сочинения" (составитель С.Г. Семенова), куда включены ряд произведений из первого я второго томов "Философии общего дела", а также часть статей и писем ученого.
Н.Ф. Федорова можно с полным основанием считать основоположником русского космизма. Особенность этого учения заключается в том, что человеческая жизнь рассматривается во всем многообразии форм и связей с бесконечным Космосом. Связующим ядром космического многообразия является нравственное начало (благо, добро, гармония, красота), а именно - всеединство человека и Космоса.
В каком-то сугубо личном смысле Николай Федорович может показаться одиноким, обделенным тем интимным, душевным общением, которое дают любимая женщина. (Да, всю жизнь он прожил аскетом, питался в основном чаем с хлебом, спал три-четыре часа на голом сундуке, ходил круглый год в одном и том же стареньком пальто, все свое жалованье раздавал нуждавшимся ) Но у Николая Федоровича был бесконечно дорогой ему Дом, где грелось его сердце, где он чувствовал себя среди «родных, а не чужих», — Храм. Церковь питала его чувством причастности к проходящей через века, связующей живых и мертвых и уходящей в небо общечеловеческой общности. Многократно Федоров говорил о себе как о человеке, «воспитанном службою Страстных дней и Пасхальной утрени». И свое учение он называл Новой Пасхой. излагал в форме «пасхальных вопросов». Проходя душевную и интеллектуальную школу храмового образования, глубоко сердечно укореняя в себе идеал преодоления закона «мира сего», Николай Федорович грезил о том времени, когда христианство из молитвы превратится в Дело, выйдет из храма, когда литургия станет вне храмовой, вынесет свое тайно действие в мир, станет реальным пресуществлением праха в живые преображенные плоть и кровь.