Министерство просвещения Российской Федерации
Магнитогорский государственный университет
Художественно-графический факультет
Дипломная работа
по теме:
«Реконструкция
архитектурно-строительных чертежей и выполнение макета
утраченного особняка Шишкина
города Златоуста»
/Методическая разработка/
Дипломники: Котыхова М.В.
Федулова О.В.
Руководители: Мустаева В.А.
Мишуковская Ю.И.
Рецензент: Ряхов С.А.
Магнитогорск – Златоуст
2004 г.
Содержание
I Введение | 4 |
II Основная часть | |
1 Историческое развитие архитектуры XIX века | 6 |
2 Архитектура города Златоуста | 11 |
3 Строительное черчение (теория) | 16 |
– Стадии проектирования | 17 |
– Фасады и разрезы здания. Общие сведения | 17 |
– Наименование и маркировка строительных чертежей | 19 |
– Наименование и марка отдельных комплектов рабочих чертежей | 20 |
– Масштабы строительных чертежей | 21 |
– Конструктивные элементы и схемы зданий | 22 |
– Координационные оси и нанесение размеров на чертежах | 25 |
– Нанесение размеров | 26 |
– Выноски и ссылки на строительных чертежах | 28 |
– Планы, разрезы и фасады зданий | 29 |
– Условное обозначение окон и дверей | 31 |
– Чертежи планов зданий | 32 |
– Планы зданий | 32 |
– Чертежи разрезов зданий | 33 |
– Построение и вычерчивание разреза | 35 |
– Построение разреза по лестнице | 35 |
– Чертежи фасадов зданий | 36 |
– Последовательность вычерчивания фасада | 37 |
– Стены из кирпича и легкобетонных камней | 37 |
4 Конспекты уроков | 38 |
5 Описание графической документации | 54 |
6 Описание макета | 56 |
III Заключение | 57 |
IV Список литературы | 59 |
Введение
По школьной программе на раздел строительного черчения отводится мало времени, три урока и для более полного изучения строительного черчения пароводятся факультативные занятия. Поэтому для помощи педагогам в подготовке факультативных занятий выполнена данная дипломная работа по теме: «Методическая разработка по архитектурно-строительному черчению на примере исчезнувшего архитектурного памятника города Златоуста, особняка Шишкина», которую можно использовать на уроках строительного черчения.
Цель дипломной работы: выполнить методическую разработку по архитектурно-строительному черчению для учителей средних школ.
Задачи:
– подбор и анализ специальной методической справочной литературы;
– выбор памятника архитектуры города Златоуста. Знакомство с историей его возникновения и строительства;
– составление блока конспектов уроков по архитектурно-строительному черчению (три урока);
– разработка практической части к блоку уроков;
– разработка таблиц архитектурно-строительных чертежей к блоку уроков;
– выполнение макета особняка Шишкина.
Актуальность работы в том, что на стыке веков, особенно в данное время. очень мало внимания обращается на то, чтобы сохранить, воссоздать и реконструировать памятники архитектуры, так как они являются отражением отношения человека к среде его обитания. Формирование представлений об архитектурном облике города Златоуста 1840-1910гг. на примере особняка Шишкина, как части духовной культуры провинциальных городов с отражением местных и национальных традиций. Приобщение учащихся к ценностям архитектурных памятников города Златоуста прошлого века.
Дипломная работа состоит из:
1) пояснительной записки с приложением и блоком конспектов уроков по архитектурно-строительному черчению;
2) иллюстративного материала;
3) таблиц архитектурно-строительных чертежей к архитектурному памятнику города Златоуста особняку Шишкина;
4) макета архитектурного памятника города Златоуста особняка купца Шишкина.
1.1 Историческое развитие архитектуры XIX века
Во второй половине XIX века особенно сложным и противоречивым оказалось развитие архитектуры. Это время можно назвать переходным в истории русской архитектуры XIX столетия.
В 30-50-е годы в русской архитектуре формируются новые черты, которым предстояло развиться во второй половине XIX столетия.
С 1830-х годов в русской архитектуре, так же как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель – обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы.
Причину изменений в области отечественной архитектуры следует искать в социально-исторической обстановке первой половины XIX века, характеризовавшейся углубляющимся кризисом крепостнической системы, усилением реакции в политической жизни России и одновременным ростом революционного движения. В недрах дворянской империи зрели новые капиталистические отношения.
Ретроспектизм распространился в силу ряда причин. Существенное значение имело то, что он позволял принимать более гибкие и разнообразные композиционные решения при проектировании многочисленных новых типов зданий, вызванных к жизни капиталистическими условиями развития. В этом смысле поворот к эклектизму явился как бы реакцией на догматические принципы классицизма, на утвердившиеся в нем «каноны» планов сооружений.
На смену русскому классицизму, постепенно теряющему историческую почву, приходит новое направление, именуемое «историзмом», или «эклектикой». Термин «эклектика» в данном случае употребляется не как оценочный, негативный, а как конкретно-исторический, обозначающий особенности архитектуры определенного периода – периода развития капитализма в России второй половины XIX столетия.
Русская архитектура периода ретроспектизма-эклектизма расчленена на три этапа: первый, примерно с 1830-х до 1860-хгодов – период реформ. Россия вступила в пределы капиталистической формации. 1830 – 1850 годы – ранний этап развития эклектики, следующей непосредственно за классицизмом и утверждающий себя в борьбе с ним.
Именно в это время происходит зарождение новых художественных и функциональных закономерностей архитектуры.
Обстоятельством, оказавшим в большей мере решающее воздействие на формирование эклектического направления в архитектуре, было влияние идей романтизма, получивших в это время широкое распространение в русской культуре. Историзм мышления как специфическая особенность породил стремление к исторически достоверному воссозданию прошлого. В середине XIX века возникает стремление к почти научной точности восприятия древних образцов. В 30-40-х годах в архитектурную практику входит опыт исторической науки, в частности археологии.
В отличие от классицизма, ориентированного на античность, эклектика признавала равноправие самых различных эпох истории архитектуры с точки зрения их использования как источников творческих идей.
В это время работали мастера, получившие воспитание в классической школе, и произведения их носят компромиссных характер. Черты эклектизма проявляются далеко не в полной мере. Первым из вошедших в моду стилей была готика, отдельные проявления ее относятся ко второй половине 1820-х годов, значительное распространение она получает в интерьере, меблировке, отчасти в изделиях прикладного искусства.
Наибольший отзвук получают готические и русско-византийские мотивы. Русско-византийский стиль может служить примером той внутренней сложности и противоречивости, которые были свойственны эпохе эклектики. В самой основе интереса архитектурной традиции лежали глубинные процессы – процессы осмысления передовыми общественными силами дальнейших исторических судеб России; однако не менее отчетливы в разработке «национального» стиля архитекторами середины столетия и элементы, воплощающие официозное понимание национального и народного. Аналогичные противоречия можно усмотреть и в «готике». Увлечение готикой идет синхронно с подобными же тенденциями в архитектуре.
В 1830-х годах появляется стиль неокрен, ориентирующий на области античного искусства.
В 1840-х годах в русскую архитектуру приходит итальянский Ренессанс, а вслед за ним - барокко, в основном его поздней стадии – рококо.
В архитектурных постройках по внешней и внутренней композиции, по конструктивной разработке это вполне современное, по отношению ко второй четверти XIX века. Фасады и интерьеры оформляются частично древнерусского, отчасти ренессансного и иного происхождения. Но сделано умело, очень профессионально и тактично.
Второй начался с 1860 и продолжался до середины 1890-х годов – времени промышленного подъема.
Дальнейшее развитие капитализма проявлялось в увеличении числа промышленных предприятий – фабрик и заводов, в строительстве складских сооружений, железных дорог, портов. В городах умножается количество так называемых доходных многоэтажных жилых домов с узкими колодцеобразными дворами, с кварталами, рассчитанными на различные слои населения. Строятся здания банков, кредитных и акционерных обществ, специальных учебных заведений, торговых пассажей, больших универсальных магазинов, вокзалов. Количество сооружений резко возрастает, но качество их архитектурных решений снижается. Наблюдаются хаотичность городской застройки и крайняя запущенность рабочих окраин, сбивчивая планировка которых контрастирует с городским центром.
Ансамблевые принципы застройки утрачиваются, архитекторы не имели возможности в полной мере раскрыть свои дарования. Они выполняют лишь отдельные заказы частных лиц, промышленных и коммерческих организаций, совершенно не заинтересованных в том, чтобы решать задачи градостроительного порядка – архитектурное единство улиц и площадей. В большинстве случаев облик фасадов зданий, так же как и внутренней отделки помещений, выбор тех или иных пригодных для этого стилей определялись заказчиком, его вкусами и материальными возможностями.