Он большого солнца
Маленький потртет.
(0. Высотская)
Занятие 4. Рисование на камешках по замыслу. Превращения камешков
Задачи. Учить детей создавать художественные образы на основе природных форм (камешков). Познакомить с разными приёмами рисования на камешках разной формы. Совершенствовать изобразительную технику (выбирать художественные материалы в соответствии с поставленной задачей и реализуемым замыслом). Развивать воображение.
Предварительная работа. Подготовка для занятия чистых и просушенных камешков разной формы, величины и расцветки. Рассматривание и обследование камней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шероховатой, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заострённой...). Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Конструирование из природного материала (опредмечивание природных форм); рассматривание и обследование предметов мелкой пластики (скульптуры малых форм).
Материалы, инструменты, оборудование. Чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки; широкий ассортимент художественных материалов: мелки, пастель, карандаши, фломастеры, гуашевые краски, кисточки разного размера; баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; скульптура малых форм (например, зайчонок, мышка, птичка, медвежонок, слоник, дельфин, грибок); поворотный диск для демонстрации мелкой пластики.
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям несколько скульптур малых форм (например, зайчонка, мышонка, птичку, медвежонка, грибок), выставляя их поочерёдно на поворотный диск. Спрашивает, знают ли дети, что это такое, подводит к выводу о том, что это не настоящие зайчонок, мышонок, грибок, а их изображения, причём изображения объёмные и называются они скульптурами.
Педагог рассказывает детям, что скульптура - это вид искусства, в котором художники - скульпторы - создают образы людей, животных, сказочных существ. Эти образы объёмные, поэтому мы можем посмотреть на них спереди, сзади, сбоку и сверху, даже можем обойти вокруг и осторожно потрогать, погладить. Бывают скульптуры очень большие - их устанавливают на улицах городов, в парках, возле театров и административных заданий... И бывают скульптуры совсем маленькие - такие, как вот эти (педагог ещё раз обращает внимание детей на мелкую пластику). Такие скульптурки можно увидеть в музеях, художественных салонах и на выставках. А ещё мелкие скульптуры продаются в магазинах, чтобы люди могли украсить ими свой дом. Скульптуру всегда делает мастер. Чаще всего скульптуры изготавливают из камня или дерева с помощью специальных инструментов.
Затем педагог предлагает детям самим создать необычные скульптуры из камней и камешков.
- Давайте представим, что мы с вами - скульпторы. Сейчас каждый из нас выберет камешек и превратит его в скульптуру. Я выбрала вот этот камешек. Держу его в ладошках, поглаживаю - он такой приятный на ощупь, гладкий и немножко шершавый. Рассматриваю камешек со всех сторон, поворачиваю и стараюсь понять, кого или что он мне напоминает. Если поверну вот так, - увижу грибок. Если посмотрю с другой стороны, - увижу жука... Кто из них мне понравился больше? Пожалуй, жук. Вот у него продолговатое туловище, а вот голова и будто крылышки раскрывает, чтобы взлететь. Надо усилить, подчеркнуть, «проявить» эти черты. Возьму фломастер и буду рисовать прямо на камешке: проведу линии по крылышкам, чтобы они стали более заметными, прорисую глазки. Теперь возьму пастель и раскрашу крылышки пятнышками. (Педагог рисует на камешке разными материалами, сопровождая показ комментарием.) Вот какой красивый жук! А теперь вы выберите камешки, которые вам нравятся, рассмотрите их и превратите в красивые скульптуры.
Воспитатель читает стихотворение В. Шипуновой «Картинки из лужи»:Мамонт хоботом из лужи
Голубой воды набрал
И на камушках ненужных
Васильки нарисовал.
На скале - лоскутик неба.
На тропинке - мотылька.
Жаль, что мелковата лужа,
Жаль, что лужа не река.
Дети выбирают камешки, художественные материалы и начинают рисовать на камешках.
После занятия. Дети составляют рассказы о своих «оживших» камешках, проводят минивыставку скульптур малой формы.
Чтение рассказа Г.Р. Лагздынь «Живой камушек»:
Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круглые, плоские, продолговатые, овальные: серые, чёрные, с красными, зелёными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белёсых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.
Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, складываю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тремя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскользнул, перевернулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мёртвый, лапок ' не видно, все под себя подобрал.
Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, ножками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?..
- Беги, жучок! Беги!
Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатанный морем камушек.
Занятие 5. Рисование по мотивам Городецкой росписи. Кони-птицы
Задачи. Создать условия для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа. Рассматривание предметов быта, созданных мастерами Городца (разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку, детский стульчик, коня-качалку). Беседа о Своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо-кони», «Чудо-птицы».
Материалы, инструменты, оборудование. Для рисования - листы бумаги разного размера и формата желательно жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы), краски гуашевые, кисти, баночки с водой, пастель, фломастеры. Для рассматривания - городецкие игрушки и предметы быта (или их изображение).
Пособия, наглядность. Плакаты «Чудо-птицы», «Чудо-кони» (Городецкая роспись»). Альбомы для детского художественного творчества «Чудо-птицы», «Чудо-кони». Технологическая карта по декоративному рисованию «Кони-птицы» (по мотивам городецкой росписи).
Содержание занятия.
Воспитатель показывает детям городецкие игрушки (коня-качалку) и предметы быта (разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку) и рассказывает детям о Городецком промысле (по мотивам сказа А. Рогова «Конь копытом бьёт»):
– На реке Волге есть старинный-старинный городок Городец. А за ним – леса большие-большие, есть и дремучие. Когда-то в Городце строили корабли. Это когда они были ещё парусными. Для всей Волги строили. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими резными фигурами и узорами. На носу русалки, их называли Берегинями. Улыбчивые львы на корме. Глаза у этих львов были иногда совершенно человечьи и очень добрые.
И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, и они похожи на сказочные терема. И сани и дуги там делали раззолоченные и расписные, каких больше нигде не увидишь. Сплошь в резных и расписных затейливых узорах там и мебель, и донца для прялок, и другие домашние вещи.
Делают в Городце и необыкновенные детские игрушки - из дерева, из глины. Но из глины не расписные, как в других местах, а политые блестящей цветной глазурью.
Самое же примечательное в Городце - это конь. Красивый гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами: «Конь копытом бьёт, удила грызёт».
Коня рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешаются на стены. И обязательно окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких-то сказочных, весёлых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это не кони, а птицы.
Обычных коней рисуют и вырезают из дерева не только в Городце, но и во многих других местах. И делают это с древних-древних времён, потому что конь всегда был главным и лучшим помощником человека. Конями очень дорожили, их очень любили, иногда последний кусок хлеба – коню –работнику. Фигурки коней помещали на прялках, крышах домов (отсюда и название «коньки»), детских люльках... Иногда их изготавливали даже из золота, серебра, драгоценных камней и носили как любимые украшения.
Но коней, летящих подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони-птицы, что делают их настоящие художники, передавая своё мастерство из поколения в поколение: от деда к внуку, от бабушки к внучке... А может, потому они в Городце так хороши, что здесь всегда любили сказки: ведь и корабли мастерили сказочно красивые, и дома, и разную домашнюю утварь.
– Давайте и мы с вами нарисуем сказочных коней-птиц. Возьмём листы бумаги жёлтого цвета, будто это крышки деревянных шкатулок или дверцы шкафчиков, а мы украшаем разные изделия из дерева красочной росписью, как это делают настоящие мастера из Городца.
Воспитатель показывает детям последовательность изображения Городецкого коня (выставляет технологическую карту) и комментирует этапы: сначала рисуем туловище, как у птицы, потом хвост и гриву из удлинённых завитков, после того, как краска подсохнет, украшаем туловище и рисуем мелкие детали - глаза, рот, удила. Напоминает, что туловище нужно рисовать всем ворсом кисти, а хвост, гриву и узор - кончиком кисти.