1.2 Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при обучении старших дошкольников рассказыванию
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
"Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном".
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее — сказуемое), наличием слов-повторов ("ну"..., "потом"..., "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.
Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.
Чтобы познакомить старших дошкольников с фактами, событиями, на основе которых они могли бы строить обобщения, добиваясь осознанных, проверенных практикой истинных знаний, учитель прибегает к различным видам наглядности. Поэтому наглядность — один из важнейших принципов дидактики. Он требует обучать на основе живого восприятия изучаемых предметов в натуре или их изображений.
Однако только беглое знакомство с внешним видом изучаемого предмета не вскрывает его сущности. Поэтому наиболее верно усваиваются знания, если наглядное пособие позволяет показать предметы и процессы в развитии, не изолированно друг от друга, а в связи с другими предметами и процессами. Это обеспечивается всей системой наглядных средств обучения, начиная от натуральных объектов и кончая различными их изображениями.
Воспитатель передает знания. Но чтобы дошкольник понял значение слов воспитателя, у него должны возникнуть отчетливые представления о предметах и явлениях окружающего мира, на основе которых формируются научные понятия.
Обеспечивая образную сторону знаний детей, технические средства отвечают принципу научной достоверности в обучении. Они рассказывают о прочно установившихся в науке знаниях и показывают самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме.
Принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным особенностям детей, также лежит в основе применения современных технических средств обучения.
Принцип систематичности (строгой логической последовательности изложения) лежит в основе каждого учебного произведения, будь то кинофильм, диафильм, теле или радиопередача, ибо иначе не мыслится ни одно пособие, рассчитанное на определенное место в системе занятий или на данном конкретном занятии без логической связи с его материалом.
В основе использования технических средств обучения в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Воспитатель вводит на занятии такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств ребенка, основательно перестраивая все его психические функции. Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Ребенок познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако пропускная способность их различна. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система "ухо - мозг" может пропустить в секунду до 50 бит (единиц информации). Пропускная же способность зрительного анализатора в 100 раз больше. Неслучайно около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения, 9%—с помощью слуха и только 1 % — с помощью осязания. Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства людей более всего развита зрительная. Эта особенность человеческого восприятия давно подмечена в народе, создавшем пословицу: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Если рассмотреть этот вопрос с точки зрения того, какая же часть полученной информации оседает в сознании учащихся в виде знаний, то и здесь соотношение складывается в пользу зрения. Иными словами, с помощью зрения дошкольник может получить знаний больше, чем с помощью слуха.
Таким образом, на первом месте по значимости и эффективности в условиях применения технических средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые.
Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) позволяют организовать активную деятельность дошкольников, разнообразить учебные приемы, переключать детей с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у дошкольников внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.
Технические возможности современных ЭЗСО в фиксации и воспроизведении явлений реальной действительности делают их важным источником чувственного, наглядного материала, источником "живого созерцания".
Экранные средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный процесс. При оценке места и роли экранных пособий в системе средств обучения рассказыванию необходимо учитывать дидактические возможности различных пособий в процессе обучения.
Аудиовизуальные средства как наглядность вызывают у детей живой интерес, дают образец выразительной речи и красочное световое изображение предмета или явления, о котором идет речь. Это соответствует необходимости вести обучение так, чтобы детям было интересно, чтобы затрагивались детские эмоции (А.П. Усова) [18].
Значительное место общей системе применения технических средств обучения принадлежит статическим экранным пособиям: диафильмам, диапозитивам, транспарантам.
Привлечение внимания стерших дошкольников к изображению на экране и всестороннее обсуждение дает возможность организовать одновременную работу всех учащихся с содержанием кадра. Статичность изображения — это возможность удерживать его на экране столько времени, сколько требуется для объяснения материала или для проверки знаний детей.
Важным и широко используемым статичным экранным средством обучения являются диапозитивы (слайды). Главное их преимущество заключается в больших размерах изображения, что дает возможность рассматривать детали.
Возможность демонстрации небольших серий, в которых каждый последующий кадр дополняет и развивает предыдущий, придает диапозитивам динамику. Диапозитивы можно демонстрировать в том порядке, который соответствует методике изложения материала, принятой учителем.
Необходимость затемнения помещения при демонстрации диапозитивов усложняет процесс наблюдения и вызывает быструю утомляемость дошкольников.
Особое место среди статичных экранных средств занимает диафильм, который, в отличие от отдельных транспарантов и слайдов, обладает динамичностью. Она обусловлена тем, что в диафильме кадры связаны друг с другом и образуют систему логически взаимосвязанных образов, данных в развитии. Если диапозитивы — это картинки к рассказу, то диафильм - это рассказ в картинках. Поэтому он занимает промежуточное положение между диапозитивом и кинофильмом: от диапозитива диафильм взял статичность, позволяющую рассматривать изображение так долго, сколько это требуется для его объяснения, а от кинофильма — динамику, позволяющую проследить главные фазы изучаемого явления.