В процессе игр типа «деловой театр»разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. С точки зрения Селевко основная задача метода инсценировки – «научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу» [10, с.56]. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Еще одной из модификаций деловых игр, по мнению Селевко, являются психодрама и социодрама.Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
В технологии деловой игрыСелевко выделяетследующие этапы.
Этап подготовки.Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру - ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент иэтику поведения.
Этап проведения- процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Селевко выделяет несколько позиционных групп.
Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работыв группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационныепозиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне:инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологическиепозиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологическиепозиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценкирезультатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Таким образом, игровые технологии, используемые в старшем школьном возрасте, имеют характерные особенности. Они связаны с интересами и потребностями старшеклассников. Это обуславливает особенность целей применения игровых технологий в воспитании старшеклассников (оказание помощи в жизненном самоопределении; формирование самостоятельности и ответственности; создание условий для самореализации личности, ее самоопределения в социуме; создание условий для формирования общественной направленности личности, коллективных взаимоотношений). Игры в данном возрасте становятся своего рода «полигоном» проб социальных ролей. Они помогают профессиональной ориентации старшеклассника.
Использование игровых технологий в старшем школьном возрасте положительно влияет на формирование личности старшеклассника, способствует ее социализации.
Заключение
Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе воспитания: подбор новых средств, приемов, методов, рассмотрение новых методик, технологий.
В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Ее использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной работы.
В психолого-педагогической науке проблема игры рассматривалась неоднократно. Существует множество подходов к понятию игры. Игра представляет собой вид деятельности в определенных условиях, а способ организации этой деятельности – это технология игры (игровая технология).
Воспитательное значение игры очень велико. Ее использование в воспитании учащихся помогает учителю в решении ряда педагогических задач. Игра способствует формированию дружного детского коллектива; самостоятельности учащихся; развитию социальной культурной компетенции личности; освоению социально-культурного опыта.
При использовании игровых технологий важно учитывать возрастные особенности учащихся. В рамках нашего исследования были выявлены особенности старшего школьного возраста, а именно: повышенная критичность в оценке; склонность к максимализму; энергичность; настойчивость; прямолинейность в суждениях; склонность к проявлению заботы, осознанию своей «нужности».
Поэтому особенностью игры в старшем школьном возрасте является «ее эмоциональная окрашенность, что во многом предопределяет результат игры». Необходимо способствовать самоопределению старшеклассников, следуя правилу: «Каждому – конкретное дело», «Каждому – дело по душе».[7, с.23-24]
Особенностью использования игровых технологий в старшем школьном возрасте является нацеленность на формирование самостоятельной личности, готовой к жизни в современном обществе. Стратегия и тактика воспитания на данном возрастном этапе должна быть направлена на помощь учащимся в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении, формировании своего внутреннего мира, гражданской позиции и мировоззрения.
Список литературы:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988.
2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 175с.
3. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и кл. рук-лей. М., «Просвещение»,1976.
4. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. – Кострома, 1991.
5. Куприянов Б.В., Илика А.А. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. – Кострома, 1995.
6. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учебн.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-216с.
7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.
8. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 1997.
9. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: 1996.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998. – 256 с.
11. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
12. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.
13. Шмаков С.А., Гельфан Е.М. От игры к самовоспитанию, М., Педагогика, 1971, изд. 2-е, доп.-104с.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1999.
15. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике?//Школьные технологии. – 1999. - № 3. – С. 34 – 40.
16. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 – 2001 годы// Вестник образования. – 1999. - № 12. – С. 17.
17. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года//Филиппов В.М Модернизация российского образования. - М.: Просвещение, 2003. - 96 с. - Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»; утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. (c.13)