Сегодня буряты – это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.
Якуты – народ, проживающий в Сибири, на берегах рек Лены, Вилюя и Индигирки, – очень неприхотливы, выносливы и организованны. Исследователи дореволюционной России делали следующие зарисовки их жизни и быта: «Стужу и голод якуты могут переносить, как ни один другой народ. Ночуя под открытым небом при 46-градусном морозе, они разводят костер и преспокойно укладываются спать. Якут с младенчества приучен к холоду. Новорожденных детей якуты по нескольку раз в день натирают снегом, и те, которые от этой операции не умирают, становятся в высшей степени крепкими и выносливыми. Как правило, хорошо подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам: из них выходят хорошие музыканты и живописцы».[8]
Современные якуты унаследовали лучшие черты национального характера своего народа.
Ненцы – коренной народ Европейского Севера и севера Западной Сибири – обычно имеют достаточно высокий интеллектуальный уровень, физически хорошо подготовлены, в основном занимаются оленеводством. Им свойственны аккуратность, старательность и выносливость в трудовой деятельности. Ненцы – оленеводы. Забота об оленях, кочевой образ жизни позволил ненцам выработать черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам. Немногословность, сдержанность – характерные качества в межличностных отношениях ненцев. В тундре человека ценят за его самостоятельность и здравомыслие. Когда юноши своими делами и поступками заслуживают высокой оценки взрослых, к ним обращаются уже не просто по имени. Юноша именуется «нека» – старший брат, «тидя» или «манг». Эти слова выражают значительно больше, чем просто родство, – здесь и уважение, и нежность, и доверие.[9]
Отношения между людьми у ненцев издавна строятся на принципах взаимного доверия, взаимовыручки и поддержки. Их культурные обычаи и традиции, выработанные в течение веков, являются апробированным опытом адаптации человека к суровым природно-климатическим условиям.
Задание 2. Учебно-исследовательское сочинение на тему «Среди нас живут дети-мигранты»
Среди населения России, имеющего жизненные проблемы, к наиболее сложной категории относятся дети-мигранты. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а следовательно, и разрушением нормального образа жизни, вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. Это заставляет ребенка искать поддержку в социальном окружении.
В мире укоренилось представление о школе как об основном механизме идентификации личности. Приобщаясь к новой культуре, дети-мигранты приобретают знания и духовный опыт народа, имеющего иные традиции, нередко трудносовместимые с их собственными. С другой стороны, быстрое приобщение к новой культуре сопровождается утратой собственных исторических корней. В результате актуализируется потребность в выявлении человекозащитных основ, способствующих сближению личностных интересов детей разных национальностей в процессе совместного обучения и воспитания. К одной из таких основ можно отнести средовую атмосферу школы.
Какова совокупная средовая атмосфера, таков и человек, выросший в ней. Он всегда будет стремиться к сохранению привычно благоприятных условий, сознавая их как залог целостности своего существования. В ряду этих условий эмоционально-психическая составляющая всегда занимала одно из первых мест.
Жизненные ресурсы общества питаются школой. С одной стороны, общество детерминирует процессы функционирования и развития школы, но с другой оно само испытывает на себе потенциальное влияние школьной действительности.
Российская школа сегодня - это, пожалуй, единственный зримый пространственный срез межкультурных, межпоколенных и духовно-нравственных процессов. Качественная характеристика средового состояния общества представлена здесь в наиболее концентрированном виде. И от того, какие отношения складываются у сегодняшних школьников в общении со сверстниками, учителями, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу в целом.
Атмосфера школы - явление малоизученное и слабо поддающееся измерению. Между тем, оно ощутимо присутствует в педагогической действительности, обнаруживает себя в контексте произведений специальной и художественной литературы, в характерных оценках не только исследователей педагогических систем, но и самих участников образовательных процессов. Эти оценки не всегда однозначны.
Давая характеристику гимназического образования прошлого, В. В. Розанов называл старую школу не иначе как «сумерки просвещения». Учебные программы образовательных учреждений были действительно сложными и громоздкими, а казенная дисциплина, царившая повсеместно, отражалась на состоянии школьной атмосферы, делая ее невыносимой как для учеников, так и для учителей.
По остроумному замечанию С. Я. Маршака, атмосфера гимназии, где он учился, также отличалась «будничным однообразием», а оживление наступало только тогда, когда в учителях «просыпалась страсть охотника, преследующего ускользающую добычу».[10]
Иную оценку школьной атмосферы прошлых лет дает бывший воспитанник гимназии К. Мая публицист Д. В. Философов: «Гимназия Мая была каким-то государством в государстве, таинственным островом, отделенным бесконечным океаном от казенщины».[11]
В современной педагогической действительности также встречаются неоднозначные оценки школьной атмосферы. Представители школ города Абакана, к которым мы обратились, характеризуют ее такими определениями, как: «тяжелая», «гнетущая», «безрадостная», или, наоборот, «теплая», «доброжелательная», «душевная», «творческая» и т.п. Интересно, что эти характеристики никак не связаны со статусом образовательных учреждений и количеством призовых мест, занимаемых учащимися на предметных олимпиадах.
Одержимый похожей идеей поиска типа школы, способной содействовать раскрытию и развитию личности ребенка, В. В. Зеньковский в качестве главной и основной ее задачи видел «охрану эмоционального здоровья и содействие нормальному раскрытию и расцвету эмоциональной жизни». Все остальное, по его мнению, «должно быть вторичным».[12] В своем поиске ценностных смыслов школьной среды известный педагог приходит к выводу о том, что «школа должна прийти на помощь подростку больше всего в том, в чем он особенно беспомощен и уязвим».[13]
Сегодня, когда образовательное пространство России испытывает на себе влияние непрекращающейся массовой миграции семей, такое представление об основаниях средовой атмосферы школы приобретает особую культурно-педагогическую ценность. Российская действительность продолжает характеризоваться состоянием нестабильности. Между тем известно, что даже незначительные общественные потрясения отражаются, в первую очередь, на эмоционально-психической сфере общества и сильнее всего поражают самое уязвимое звено социальной структуры - детей. Особенно тяжко последствия общественных потрясений переносятся ими в условиях вынужденной миграции. Это проявляется в изменении характера внутрисемейных отношений, нарушении национальных традиций и пр. В довершение ко всему детям-мигрантам приходится в полной мере испытать на себе многообразные проявления современной школьной действительности. И дело вовсе не в особенностях учебных планов и режимных моментов школ, в которые попадают вынужденные переселенцы. Шум перемены, взгляд учительницы, выражения детских лиц - вот те сигналы, что дают ребенку первоначальное представление о смысловом содержании пространства конкретной школы.
«Вырванный» по воле обстоятельств из привычной культурной среды ребенок стремится уловить в этих сигналах то, что может послужить для него эмоционально-коммуникативной опорой. Хорошо, если первичные признаки средовой атмосферы школы будут соответствовать его внутренним ожиданиям или отражать явления, отношение к которым выработалось привычками жизненного опыта. А если нет, тогда неизбежно усиление состояния внутренней тревожности, фрустрация, психологический срыв.
Это означает, что вопросы обучения и воспитания детей-мигрантов, особенно имеющих жизненные проблемы, не могут решаться иначе как с учетом особенностей средовой атмосферы школы. Наивно полагать, что ее может определить смена вывески или официального статуса образовательного учреждения. Невелика в этом и роль образовательных программ и учебных планов, а уж тем более - состояния материально-технической базы. Атмосферу школы можно рассматривать как качественную характеристику жизненного пространства. Она формируется годами практической деятельности, особым жизненным укладом, пролонгированными усилиями нескольких поколений учителей, учеников, родителей, социальных институтов ближайшего окружения и т.п. Она тесно связана с типом педагогической культуры учебного заведения и выступает ее индикатором.
Состояние атмосферы школы регулируется смыслами ценностных оснований, характерных для типа педагогической культуры, принятого той или иной школой. Он отражает уровень развитости сферы педагогического взаимодействия и зависит от целого ряда обстоятельств: ситуации в обществе, образовательной политики, состояния нравственных отношений, религиозного фона общества, содержания информационных потоков и пр. Типы педагогической культуры могут складываться и под воздействием усилий отдельных педагогов, отражающих их в своих педагогических системах.