Смекни!
smekni.com

Исследование национальных особенностей народов, проживающих на территории Сибири (стр. 5 из 5)

Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона. К тому же следует отметить, что реализация национально-этнорегионального материала важна во всех предметах, в том числе и по математике. Занятия по математике, обогащенные этнорегиональным материалом, нужно рассматривать как одно из важных средств совершенствования математических знаний, повышения интереса к предмету, развития математических способностей, расширения кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни.

Цель работы: разработать проект использования этнорегионального материала при обучении младших школьников математике.

Методологической основой исследования являются:

- концепция этнорегиональной направленности российского образования В.К. Шаповалова;

- концепция познавательных интересов Г.И. Щукиной о том, что познавательный интерес - один из важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами.

Анализ учебно-методического комплекса показал, что учитель в своей работе по формированию математических навыков при помощи этнокультурного наполнения материала может использовать учебник, тетрадь с печатной основой (авт. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанов). Поурочное построение материала мо­жет помочь учителю определять основные цели каждого урока, творчески относиться к нему, анализируя его содержание под уг­лом зрения тех реальных условий, в кото­рых он проходит, внося в его содержание соответствующие изменения. Однако для использования этнокультурного материала на уроках математики в традиционном учебнике содержится мало заданий и упражнений. Поэтому для развития этих операций необходимо использовать дополнительные задания, которые будут решаться в урочное время. Данный дидактический материал можно найти в различных пособиях для учителя, в том числе из приложения к учебнику, а также различных сборниках материалов по истории, социально-экономического и политическому развитию Республики Хакасии

Разработанные нами на основании дополнительных материалов к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика. 3 класс» специальные задания с этнокультурным материалом проводились как во время изучения новых тем, так и для закрепления и повторения пройденного материала, в качестве дополнительных занимательных заданий (см. Приложение 1).

Рассмотрим различные группы задач с этнокультурным материалом.

Задачи с бытовым сюжетом

1. «Среди хакасов были популярны мужские халаты – «чимче» (чыпча). Для повседневной носки они шились из сукна, а праздничные - из плиса и шелка (1ргек манных). Подклад делался из холста или синей нанки (кок пос). а в подтаёжной местности из меха горностая. Полы халата были прямыми. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались черным бархатом. В XIX в. халат шелковый красный китайской материи стоил 125 руб., а мужской халат, голубой китайчатый подклад девятельного холста стоил 15 руб». Сколько потребовалось бы денег, чтобы купить 4 халата по 125 руб. и 7 халатов по 15 руб.?

2. «Замужние хакасские женщины поверх праздничного костюма обяза­тельно одевали своеобразную безрукавку (сигедек). Во второй половинеХ1Х в. шелковая женская безрукавка стоила 20 руб., а женская шелковая летняя шуба стоила 80 руб». Во сколько раз шуба дороже безрукавки? Сколько можно приобрести безрукавок и шуб, имея 160 рублей?

3. «Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха (ир ко-генеги), а у женщин - платья (ипчг когенеги). Для повседневной носки они шились каждый год весной на Пасху из хлопчатобумажных тканей, а празд­ничные - из шелка. Для пошива мужской рубахи расходовалось 5 метров ткани, а на женское платье уходило 7 метров полотна». Сколько потребуется ткани, чтобы сшить 6 мужских рубах и 6 женских платьев?

4. «Зимой хакасы носили овчинные шубы - «тон». Женщины носили шубы двух типов: с отрезной спинкой (кизек чарынныг, одыртпахтыг) и прямые (суур чарынныг, хыйган тон). На одну хакасскую шубу шло 9 овчин (3 на спину, 3 на грудь и по одной на рукава и воротник)». Сколько шуб можно сшить, имея 72 овчины? Сколько из них уйдет на спинки, на грудь и на рукава с воротником?

Задачи, содержащие статистические данные

1. Численность постоянного населения Республики Хакасия на 1 декаб­ря 2002 года составила 572,8 тыс. человек, в том числе городского - 405,9 тыс. человек, сельского – 166,9 тыс. человек. За январь – ноябрь 2002 года население республики уменьшилось на 2,6 тыс. человек. Сколько человек проживало в РХ по данным 2002 года? Сравните численность городского и сельского населения.

январь - ноябрь
2002 г. 2001 г.
родившихся 5618 5163
умерших 8388 7856
браков 3781 3537
разводов 3229 2649

2. Показатели естественного движения населения Республики Хакасия

а) Во сколько раз число умерших изменилось в январе - ноябре 2002 года по сравнению с 2001 году? Результат округлите до десятых.

б) В каком году родилось детей больше?

в) В январе - ноябре 2002 года зарегистрировано больше браков, либо разводов?

г) На сколько количество браков в 2002 году превышает число браков в 2001 году?

Задачи, содержащие географические данные

1. Среднемесячные температуры января в Республике Хакасия составляет -18; -21 градус, июля +19; +20 градус. Изобразите эти данные на коорди­натной оси и определите насколько отличается среднемесячная температура января и июля?

2. Вырази в километрах высоты горных вершин Хакасии: г. Карагош -2931 м., г. Ажу-Тайга - 2858 м., г. Самбыл - 2346 м. Округлите эти числа до десятых, до единиц.

Задача со школьным сюжетом

1. В школьном лагере «Сосновый бор» летом отдыхало 14 отрядов из различных населенных пунктов, по 20 детей в каждом отряде, и 30 детей с г. Абакана. Сколько детей отдыхало в лагере?

Задачи с производственным сюжетом

1. Посевные площади всех землепользователей в Усть-Абаканском районе составляет 20853 га, в том числе крестьянско-фермерских хозяйств 1152 га. Сколько гектаров приходится на государственную собственность?

2. Посевные площади всех землепользователей в Усть-Абаканском районе составляют 20853,7 га. Из них 7062 га засеяно зерновыми культурами, 11872,7 га яровыми культурами. Остальную площадь занимают сенокосы и пастбища. Сколько гектаров занимают сенокосы и пастбища?

Итак, при использовании этнокультурного материала на уроках математики, облаченных в специальные задания, у детей быстрее и лучше формируются математические навыки, повышается уровень владения этими операциями.

Литература

1. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979.

2. Бондоревская Е. В. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории. - Ростов н/Д, 1993.

3. Губогло М.Н., Червонная С.М. Крымско-татарское национальное движение. – М., 1992. – Т. 1.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общей ред. Н. А. Селивановой. - М., 1998.

5. Доржиева И. Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. – Новосибирск, 1980.

6. Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме: Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. - М., 1993.

7. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. – Улан-Удэ, 1997.

8. Маршак С. Я. В начале жизни: страницы воспоминаний. - М., 1987.

9. Сысоев Е. Г. Обычаи и нравы ненцев // Культура народностей Севера: Традиции и современность. – Новосибирск, 1986.

10. Татария: Опыт этносоциологического исследования. – Казань, 1989.

11. Чимитова С. Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1994.


[1]Татария: Опыт этносоциологического исследования. – Казань, 1989. – С. 14.

[2]Губогло М.Н., Червонная С.М. Крымско-татарское национальное движение. – М., 1992. – Т. 1. - C. 37.

[3]Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – С. 54.

[4]Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – С. 76.

[5]Чимитова С. Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1994. – С. 43.

[6]Доржиева И. Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. – Новосибирск, 1980. – С. 29.

[7]КарнышевА.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. – Улан-Удэ, 1997. – С. 32.

[8]Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. – Якутск, 1979. – C. 105.

[9]Сысоев Е. Г. Обычаи и нравы ненцев // Культура народностей Севера: Традиции и современность. – Новосибирск, 1986. – С. 49.

[10] Маршак С. Я. В начале жизни: страницы воспоминаний. М.. 1987. – C. 544.

[11] Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под общей ред. Н. А. Селивановой. М., 1998. – C. 25.

[12] Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме: Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993. – С. 65.

[13] Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме: Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. М., 1993. – С. 70.

[14] Бондоревская Е. В. Прогностическая роль концепций личностно ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории. Ростов н/Д, 1993. - С. 10.