Смекни!
smekni.com

Народный театр как средство воспитания школьников (стр. 10 из 15)

Занятия с учащимися среднего и старшего школьного возраста проходят в помещении с музыкальным инструментов. Дети начинают интересоваться традициями. На данном этапе постепенно вводится теоретический материал, некоторые занятия посвящены созданию кукол из ниток или мочала, плетению элементов народного костюма, создание поясов, вышивка на сарафанах и рушниках. Вводится большое количество народных песен, которые четко отрабатываются. Дети принимают участие в традиционных школьных праздниках, ходят колядовать, принимают участие в организации масленичных игр и пр. Дети разучивают народные танцы. На данном этапе руководитель знакомит учащихся с формой вертепного представления. На каждом занятии коротко вводится теория. Рассказывается о сути вертепа, его традициях, устройстве вертепного ящика, главных героях. Разучивается песенное сопровождение представления. Детям очень нравится возможность водить куклы. Они разучивают текст и соревнуются, у кого лучше получается. Так как вертепное представление состоит из двух частей с большим количеством персонажей, то возможность выступить в качестве кукольника предоставляется всем желающим. Вторая часть состоит из небольшого количества бытовых юмористических сценок, поэтому состав «актеров» может постоянно меняться, не вызывая грубых заминок.

Работа со старшими участниками ансамбля строится по иному принципу. Так как на старшем этапе возрастает нагрузка в школе и многие занимаются дополнительно, то репетиции ансамбля начинаются около 15-16 часов, но вследствие низкой утомляемости участников и их устойчивой мотивации, занятия могут продолжаться до двух часов. На данном этапе ученики охотно разучивают народные пляски, причем танцы парами не вызывают смущения или смеха как на ранних этапах. Ансамбль активно взаимодействует со школьной театральной студией «Ключ» (руководитель Венгерович Марина Ильинична). В представлениях делаются вставки с участием ансамбля, дети поют или принимают участие в действии. У руководителя был опыт постановки народной драмы («Барин»), но ее особенность заключается в том, что основными действующими лицами являются мальчики, которых в ансамбле меньшинство. Из-за подобного положения вещей руководитель иногда уходит от традиционного сценария и вводит других персонажей: барыню и служанку. Также на старшем этапе неизменно снижается интерес к традиционному исполнению, поэтому вводятся выступления в этностиле. Например, учащиеся поют песни по-английски в русском стиле, или же делают из популярных английских песен своеобразные диалоги. Например, в известной песне группы Beatles “BackinUSSR” английские куплеты перемежаются с народными перепевами «Задушевные товарочки». Подобные эксперименты хоть и снижают этническую ценность выступления, зато повышают интерес учащихся и зрителей.

Участники ансамбля ежегодно принимают участие в различных детских фестивалях таких, как «Северные роднички», на которых достойно себя показывают. Также раз в два-три года организуются поездки на фестивали в других городах (Архангельск, Вологда, Вельск). Ребятам очень нравится подобный вид деятельности, так как они знакомятся с другими городами. Следует отметить, что к подобным поездкам дети тщательно готовятся и относятся очень ответственно. Старшие ребята берут шефство над младшими. Девочки заплетают малышкам косички, следят за чистотой у них в комнатах, корректируют их поведение. В конце поездки, как правило, младшие начинают называть старших «моя Вера» или «моя Алена». Такие поездки сплочают коллектив, и затем в течение многих месяцев заново переживается тот опыт, дети делятся впечатлениями, охотно разучивают новые игры и пляски.

Коллектив постоянно развивается, реализует новые творческие идеи. В этом году ребята занялись поморской говореей. Руководитель отмечает, что мотивация учеников повысилась, и с ними стало очень интересно работать. Ребята полюбили северную речь, с удовольствием осваивают новые слова и стиль произношения и говорят так, как будто родились и жили в глухой северной деревне, большой интерес вызывают северные песни.

Русский фольклор несомненно вносит свою неоценимую лепту в развитие эстетического воспитания подрастающего поколения. Только народное творчество закладывает основы художественной культуры. Но не стоит забывать о том, что помимо игр, плясок и сценок, фольклор – это коллективное художественное творчество, главенствующую роль в котором выполняет песня. Именно песня является душой, носителем моральных и этических норм любого этноса. «Русская народная песня,– писал П.И. Чайковский, – есть драгоценный образец народного творчества, ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы приладить русскую песню к установившимся гармоническим законам не искажая ее смысла и духа».

Руководитель ансамбля отмечает, что русская народная песня разнообразна своим богатством и жанровой стилистикой. Песни бывают исторические, бытовые, календарные, походные, свадебные и т.д. Все они передают чувство, мысли, идеалы русского человека, отражают всю его жизнь. Можно сделать вывод, что песня сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Именно поэтому изучение различных видов песен наиболее полно приобщают ребенка к традициям своего народа. Следует отметить высокий педагогический потенциал песен, важных для эмоционального, нравственного, идейного воспитания детей. Песни, в отличие от диалогов, повторяются несколько раз, поэтому они запоминаются лучше и дольше остаются в памяти. Таким образом, пение способствует не только развитию речевых центров, но и прививает определенные нравственные и моральные устои. В отличие от современных мелодий каждая народная песня имеет свой исторический и социальный контекст, и если мы знакомим учащихся не только с текстом, но и со всей парадигмой песни, то таким образом воспитываем и уважение и понимание своей истории. Обучение пению затрагивает целый комплекс проблем, которым могут быть посвящены целые тома книг. Целью нашей работы является лишь показать возможности народной театрализации в школе, неизменной частью которой являются народные песни.

Поводя итоги, можно сказать, что прикоснувшись к прекрасному, к творчеству, детская душа стремится к усовершенствованию; она начинает сама работать. Так рождаются благородство, определенный артистизм, расширяется круг интересов. Человек уже с детских лет вырастает духовно богатым, далее обогащается его духовный потенциал. Тем не менее, ребенок очень хрупок и чутко реагирует на все проявления со стороны взрослых. Несмотря на то, что дети очень активны и с удовольствием воспринимают перемены видов деятельности, тем не менее, им очень сложно перестраиваться с одной модели преподавания на другую. Именно поэтому занятия в фольклорном ансамбле строятся по принципу комплексности, когда занятия театром перемежаются с уроками музыки, играми, поделками и танцами. На одном занятии руководитель чередует различные виды деятельности, что позволяет поддерживать внимание и интерес учащихся, так как если ребенку не нравится один вид деятельности, он все равно придет на занятие, зная, что займется тем, что ему нравится.

Специфика данного творческого ансамбля заключается в том, что его посещение является бесплатным и абсолютно добровольным. Детей не принуждают ходить на занятия, не ставят оценки и очень редко ругают, что способствует созданию благоприятной дружеской атмосферы. Именно поэтому участники возвращаются вновь и вновь и проводят долгие часы на занятиях. На определенном этапе (13-15 лет) данная позиция преподавателя кажется слишком мягкой, и дети, по выражению Елены Викторовны «садятся на шею», но терпение и самоотдача руководителя приводит к тому, что постепенно атмосфера налаживается. В данном случае помогает и совмещение занятий для групп среднего и старшего возраста, когда присутствие старшеклассников накладывает определенные психологические ограничения на поведение школьников.

Говоря о методике своей работы, руководитель отмечает, что системный подход обеспечивает последовательность в работе с детьми, что является залогом успешного развития коллектива. Работа с детским фольклорным ансамблем значительно отличается от остальных форм кружковой деятельности, так как погружение в национальную среду требует от руководителя знаний в различных областях (пение, рукоделие, театр, танец). Вся деятельность коллектива построена на принципах театрализации, так как речь идет о традициях и обычаях, которые больше не существуют. Ребята каждый раз погружаются в роль древнерусского человека и учатся воспринимать мир его глазами, основываясь на песенных приданиях, играх, традициях. Огромную роль в работе играет обращение к формам народного театра, которые позволяют учащимся проявить себя, познавая культуру народа через деятельность.

2.2. Исследование влияния применения элементов народной театрализации на становление личности учащихся средних учебных заведений

Экспериментальную часть нашего исследования мы проводили в ходе прохождения педагогической практики в г. Сергиев Посад Московской обл. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сергиево-Посадская гимназия» – многопрофильное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень обучения, освоение универсальных способов познания действительности, общекультурное развитие личности, формирование гуманистического сознания, необходимые условия для непрерывного образования, была открыта в сентябре 1994 года.