В основе драмы лежит конфликт царевича-христианина Адольфа с отцом, царем-язычником Максимилианом, принуждающим его изменить веру. Адольф отказывается подчиниться отцу, и тот приказывает заточить сына в темницу, посадить на хлеб и воду. Трижды призывает царь Адольфа, но сан остается непреклонным, и царь приказывает казнить его. Этот конфликт был характерен для литературы конца XVII, начала XVIII века и нашел свое отражение во многих памятниках[5, 314].
В народной драме этот конфликт осложнился и получил различное осмысление. На протяжении второй половины XIX – начала XX века – времени наиболее активного бытования пьесы в народной среде – сложилось три версии сюжета, по-разному объясняющие причину столкновения и неразрешимого противоречия между царем и его сыном. Наибольшим количеством вариантов представлена первая версия, по которой Максимилиан преследует своего сына за приверженность христианской вере. Данная борьба за веру могла трактоваться как борьба за свои убеждения против деспотизма и тирании, поэтому сочувствие народа неизменно оставалось на стороне стойкого царского сына, не прельстившегося никакими благами и оставшегося верным своим убеждениям. Еще более острой и злободневной, отвечающей свободолюбивым чаяниям народа, оказалась другая версия пьесы, по которой Адольф оказывался участником или атаманом разбойничьей шайки. В группе вариантов, составляющих третью версию, причиной раздора Максимилиана и Адольфа служит женитьба Максимилиана на «неверной» царице или отказ Адольфа жениться на невесте, выбранной для него отцом (сатира на на отношение Петра Первого, женившегося на лютеранке и боровшегося со многими традициями церкви, к царевичу Алексею) . Тем не менее во всех вариантах доминирует идея тираноборчества. Сверх того текст «Царя Максимильяна» переполнен отрывками из народных песен и романсов, а также искаженными цитатами, народными переделками стихотворений Пушкина, Лермонтова и др. поэтов, что делает эту драму не просто сценической зарисовкой, а настоящим произведением народного творчества.
Вторая по степени распространенности народная русская драма носит разные названия: «Лодка», «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман», один из осложненных вариантов — «Машенька». Она была связана с крестьянским и казачьим устно-поэтическим творчеством. В ней отразились народные представления о Степане Разине и Ермаке Тимофеевиче. По основной своей схеме пьеса эта очень близка к традиционному зачину нескольких разбойничьих песен: описывается плывущая вниз по реке (Волге, Каме) лодка с сидящими в ней разбойниками и стоящим посередине лодки атаманом. Содержание пьесы заключается в следующем: атаман расспрашивает есаула, что виднеется вдали. Основная идея – прославление вольной разбойничьей жизни, утверждение постоянной ее опасности и необходимости возмездия угнетателям. Иногда сюжет включает в себя разработанную любовную линию в духе лубочной разбойничьей литературы. Интерес в данном случае сосредоточен на отношениях атамана и его пленницы, девушки благородного происхождения, которая отвергает его любовь. Атаман, по различным версиям, приказывает отвести девушку в темницу, отдает в жены другим разбойникам или убивает. Обильные литературные заимствования (образов, ситуаций, мотивов) органически усваиваются народной драмой в духе народно-поэтических традиций. Также пьеса зачастую сопровождается любимыми песнями народного репертуара «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень»
Наконец, третья группа народных драм «Мнимый барин», «Барин и приказчик», «Афонька новый и барин голый» и другие сатирически высмеивали бояр и помещиков. Барин, как правило, изображался в них ограниченным, недалеким человеком, а его слуга — «малый», иногда приказчик, умным и находчивым. Так, пьеса «Голый барин» основана на популярном народном анекдоте о барине и старосте, к-рый доносит помещику, что у него все благополучно, «только... маменька померла, дом сгорел, скотина подохла» и т. д. Пьеса «Барин» представляет собою пародийную сценку барского суда и покупки барином коня, быка и людей
Со стороны своей композиции и стиля народные драмы могут быть охарактеризованы следующими чертами: построение каждой пьесы определяется очень бледно намеченным сюжетным стержнем (еще четче других стержень этот в «Царе Максимильяне», где дана по крайней мере интрига борьбы отца с сыном). В «Шлюпке», или «Лодке», предуказанные требования сюжета ограничиваются только мотивом поездки разбойников в лодке и встречами по пути с есаулом, со стариками и т. п. В «Барине» дан лишь мотив комической покупки барином разных предметов и людей. В «Коне» сюжет — встреча коновала с ездоком. В «Мнимом барине» — встреча барина со старостой, комический доклад последнего о состоянии имения. Следовательно драматический интерес пьес вызывается не сложным развитием и внутренним переплетением действия, но или быстрой сменою сцен, нанизанных одна на другую (в «Царе Максимильяне»), или же просто комическим диалогом (в «Барине» и в «Мнимом барине»). Подобное построение может быть широко использовано в школьных постановках с участием различных героев и вовлечением в деятельность большого числа «актеров».
Можно сказать, что развернутые драматические произведения, народные пьесы, возникли на стуке народных развлечений драматического характера и профессионального театра с его драматургией и сценическими приемами.
В данном параграфе мы проследили историю развития народного театра от его простых форм (ряжение), через образную интерпретацию (кукольный театр Петрушки и вертепные представления) к наиболее сложным, полупрофессиональным (народные драмы). В педагогической практике можно рассматривать все три представленные формы народного театра в качестве инструментов педагогического воздействия на личность учащихся сообразно их возрасту. Так, в начальной школе дети охотно наряжаются медведем, козой и участвуют в маленьких масленичных сценках. Данный вид деятельности не требует заучивания больших текстов, однако позволяет ребенку преодолеть страх выступлений на публике и поднимает его на уровень более старших участников фольклорного ансамбля, позволяя ему участвовать в одной сценке с ними. В этот же период дети вовлекаются в фольклорную среду, участвуют в различных сценках, познают культуру народа.
Для среднего возраста весьма интересными оказываются кукольные представления, так как учащиеся овладевают техникой вождения различных видов кукол, а также учатся делать их сами. Кукольный театр требует более четкого знания текста, однако оставляет место опорам и подсказкам (кукольники в вертепном представлении могут держать перед глазами текст и ориентироваться по нему, так как все внимание зрителей сосредоточено на куклах). Возможность управлять куклой возвышает ребенка над сверстниками, так как он оказывается причастным к тайне действия. Также вертепные представления сопровождаются хоровым пением, что развивает музыкальный слух ребенка позволяет ему самому их петь не стесняясь (в хоре петь не так страшно, как одному). Одновременно с этим учащимся дается информация о структуре вертепа, его соотношении со строением храма, его смысловым разделением на верх-низ, право-лево, что позволяет ребенку осознать смысловой подтекст происходящего. Театр Петрушки также позволяет актеру скрываться за ширмой, но требует от него не только следованию сюжета, но и быстрой реакции и остроумия в ответ на реплики зрителей (так как данный вид деятельности подразумевает диалог).
На старшем этапе ученикам можно предложить поставить некоторые народные драмы. Это уже полупрофессиональная сознательная деятельность, когда учащийся воочию предстает перед зрителями и осмысленно читает текст наизусть, сопровождая его всеми необходимыми жестами, движениями, интонациями и пр. Изучение народной драмы позволяет не только развить навыки артистизма и умение выступать на публике, но и понять восприятие народа 18-19 века, его отношение к разбойникам и царям (Степану Разину, Петру Первому и пр), которые послужили прототипами главных героев. Следует обращать внимание на важность идеи тираноборчества и отношение к вольным людям. Очень примечательны сатирические пьесы с участием барина, которого дурит умный холоп. В подростковом возрасте для детей характерно выражение протеста, таким образом им будет понятны мотивы героев, что стимулирует их интерес к изучению истории.
Также следует отметить, что во всех видах народного театра (соответственно, применительно к школе на всех ступенях развития учащихся), главные герои являются носителями определенного набора положительных качеств, показывают учащимся в иносказательной форме что хорошо, а что плохо. Психологами доказано, что подростки больше доверяют своим сверстникам и вымышленным персонажам (куклам, героям мультфильмов), а не взрослым. Таким образом кукольные персонажи и актеры-подростки могут выступать носителями тем ценностей, которые педагог стремится привить своим ученикам.
Анализ литературы по теме дипломной работы помог нам сделать выводы, которые легли в основу экспериментального исследования. На начальном этапе нашей работы мы определили место воспитания в системе образования. Формирование всесторонне развитой личности является главным приоритетом в сегодняшней педагогике. Однако следует помнить, что процесс воспитания осуществляется непрерывно, и влияние школы является лишь одним из образующих факторов, в то время как наибольшую роль играют семья и окружение. Тем не менее педагог может регулировать некоторые стороны данного процесса. В своей деятельности он сознательно отбирает те факторы, которые способствуют определенному формированию личности. В своей работы мы обращаем внимание на внеклассую работу с учащимися, которая направлена на эстетическое и нравственное воспитание детей. Мы рассмотрели классификацию методов воспитания по его средствам, предложенную современным педагогом-новатором В.А. Караковским и обратили внимание на то, воспитание игрой является одним из ключевых моментов в данной схеме. Мы обращаем внимание именно на игру как универсальный метод воспитания, потому что он проявляет свою эффективность при работе с учащимися всех возрастов. Воспитание игрой подрузумевает не только использование игровых моментов на уроке, но также и сознательную театрализацию во внеклассной деятельности. Театр является одним из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, и позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру. Учитывая такую значительную роль театральной деятельности в воспитании школьников мы проследили ее развитие в историческом аспекте и выяснили, что она использовалась издревле во всех культурах и именно с ее помощью дети осваивали основные моральные устои общества, а также развивали голос и слух и устраняли психологические комплексы. Тем не менее следует отметить, что некоторые влиятельные педагоги, такие как Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский считали, что театральное действие вызывает в ребенке тщеславие и любовь к вранью.