В рамках реализации Указа Президента РФ от 4.02.94 г. «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития» в постановлении Правительства РФ (№155) подчеркивается необходимость экологического воспитания и образования на всех уровнях.
В Национальном плане действий по охране окружающей природной среды на 1998-2000 гг. в качестве обязательной составляющей концепции совершенствования экологической политики РФ и приоритетных направлениях решения экологических проблем были включены разделы, касающиеся экологического образования и просвещения населения страны.
В новом Законе РФ «Об охране окружающей среде» среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются вопросы «...организация и развития системы экологического образования и воспитания и формирования экологической культуры » [51].
Новый взгляд на личность и ее взаимоотношение с миром природы разработан в учениях представителей русской философии «космизма» B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского и др. Человек рассматривался ими не только как микрокосм мироздания. Взаимоотношения человека и природы, возникающие в результате целенаправленного воспитания личности, воспринимались как основа сохранения космического единства и гармонии. B.C. Соловьев человека считал частью природы, причем лучшей ее частью. Спасая природу от омертвления, человек спасает себя от нравственного распада, от смерти. Без нравственного отношения к природе не может быть гуманного отношения к человечеству. Н.Ф. Федоров важнейшим условием спасения Вселенной от техногенной катастрофы видел в спасении человека, поскольку считал человеческий род «той же природой, только пришедшей в сознание». Н.Ф. Федоров пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия, синтезировать антропологизм и космизм. К.Э. Циолковский утверждал, что космос всегда живой, и каждый человек неразрывно связан с процессами, происходящими во Вселенной. Космическая этика, по его мнению, предполагает полное отсутствие страданий, поэтому истинную мораль можно извлечь только из естественных начал Вселенной. В размышлениях представителей философии русского космизма можно увидеть в общих чертах прообраз идей В.И. Вернадского о жизни как космическом феномене, взаимодействии между природой и человеком, о ноосфере как всепланетарном царстве человеческого разума. Учение В.И. Вернадского проникнуто верой в человеческий разум, убежденностью, что человечество может разрешить экологические проблемы и достичь безопасного существования, ведущего к процветанию. Эта вера имеет целью не притупить чувство тревоги, но напротив, призвать к ответственности, к мобилизации воли каждой личности для необходимых совместных действий по сотворению безопасной, разумной и гармоничной среды обитания. Во многом созвучными «космической философии» и чрезвычайно актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности представляются взгляды Л.Н. Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включен в окружающий мир, неразрывно связан с ним, а мысль и деятельность людей имеют космическое значение. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба всего народа, всего человечества. Актуальным для осмысления проблемы формирования у школьников качеств экологически безопасной личности является восприятие природы как источника саморазвития личности. Такой взгляд на природу и ее место в педагогическом процессе характерен для целого ряда педагогических концепций: А.П. Щапова, В.П. Вахтерова, В.П. Острогорского, Д.И. Менделеева и др. Они подчеркивали исключительное значение природы в деле развития ребенка. Вместе с потерей связи с природой прерывается и умственная связь с ней, что создает серьезные барьеры для гармоничного развития [28].
В XX веке было выдвинуто немало теорий, объясняющий причины экологического кризиса и предлагающих различные варианты выхода из него (экосоциализм, экоанархизм, глубинная экология, «зеленый капитализм», устойчивое развитие, экологическая модернизация). То, что экологическая проблема считается одной из глобальных проблем человечества, ясно показывает важность непрерывного экологического воспитания на всех ступенях обучения от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. В становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира. С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей [23].
Обратим внимание на характеристику ребенка в этот период. В младшем школьном возрасте в связи с поступлением в школу большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Мыслительные процессы особенно стремительно развиваются именно в этом возрасте. Характерные особенности детей этого возраста - повышенная восприимчивость, внимательность. Рассмотрим развитие познавательных процессов младшего школьника. Внимание при поступлении ребенка в школу на первых порах непроизвольное, его заинтересовывают яркие, броские предметы или их признаки. В процессе обучения при умелом руководстве развитие произвольного внимания происходит довольно интенсивно. Ребенок приобретает способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Овладение понятиями связано со сложной мыслительной деятельностью. Для усвоения понятия необходимо проанализировать целый ряд предметов и понятий, установить между ними взаимоотношения и т.д. Так, у младших школьников появляется способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы, на их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Таким образом, экологическая культура отражает целостное понимание мира. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.
1.2. Формирование эколого-краеведческих представлений и понятий в процессе ознакомления с окружающим миром
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования. Основная задача экологического образования младших школьников заключается в воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Дальнейшее исследование это проблемы, проведенное философами и педагогами, позволило выделить новый аспект воспитания - экологический.
Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием [25].
Цель этноэкологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Цель этноэкологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: