- определение цели экологического образования как сформированности ответственного отношения школьника к природной среде и умений понимать и ценить богатство и красоту родной природы;
- конкретизацию цели экологического образования в системе воспитательных и образовательных задач, направленных на преодоление утилитарно-потребительского отношения к природе и формирование ответственного отношения к ней;
- раскрытие экологического содержания, дидактических принципов и принципов коммунистического воспитания;
- обоснование специфических для экологического образования принципов;
- раскрытие сложной структуры экологической ответственности как системы знаний, мотивов, взглядов, убеждений, ценностных ориентации и готовности к деятельности по охране и улучшению окружающей среды;
- характеристику отношения к природе как составного элемента мировоззрения личности.
В.А Игнатова (2002) выделяет в целевой направленности экологического образования идеи социальной и культурно-исторической обусловленности зарождения и развития экологических проблем. Начальная школа в названном контексте рассматривается как фундамент и важнейший этап в становлении экологической культуры личности.
По мнению И.В Цветковой этот этап приводит к формированию в сознании ребенка наглядно-образной картины этого мира, во многом определяющей процесс развития его экологической культуры.
Этноэкологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Основу формирования этноэкологической культуры составляет ряд принципов, которые согласуются с общими и частными принципами педагогики, а также отражают специфику экологического воспитания. Общие принципы включают: интеграция, научность, доступность, преемственность, непрерывность, личностная ориентация в обучении.
По мнению А.Е. Тихоновой главным педагогическим действием в этноэкологической работе является его воспитательная направленность [14].
Экологическое краеведение направлено на познание младшими школьниками природы своего края в прошлом и настоящем, выявлении местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения.
Стержнем этноэкологического воспитания является процесс формирования у школьников представлений о различных взаимосвязях в природе. Содержательный аспект этноэкологического воспитания школьников включает также познание детьми явлений из области природопользования – различные стороны взаимодействия человека с природой.
При формировании этноэкологической культуры ведущее место должны занимать глобальные тенденции развития социоприродной и культурной среды. Для обеспечения устойчивости формирующейся личности важно опираться на приоритет истинных, природосообразных ценностей.
Согласно учению о социокультурной динамике (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Г. Спенсер, О. Шпенглер и др.) в воспитании важно учитывать процесс вхождения в социальную среду [24].
В. С. Мухина считает, что основополагающая идея этноэкологического воспитания заключается в том, чтобы новые экологические ценности стали личностно значимыми на всех возрастных этапах и уровнях развития. Особенностью овладения ценностями экологической культуры, как любой другой, является то, что каждый человек входит в культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности и воплощения в окружающем его культурно-историческом пространстве, усваивая социальные установки, нормативы и обязанности [37].
Смысловое значение этнокологии понимается как синтез знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия с окружающей средой – природной и социальной. Основным механизмом формирования экологической культуры признана стать целенаправленная система всеобщего и непрерывного экологического воспитания и образования, опирающаяся на принципы системности, преемственности, целостности, комплексности, междисциплинарности и учитывающая специфику региональных и местных проблем окружающей природной среды [41].
Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младшие школьники приобретают при непосредственном контакте с живой природой. При тесном взаимодействии с живой природой учащиеся приобретают ценную информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах, позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней.
Практическая природоохранная деятельность учащихся способствуют расширению знаний о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества. Содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Таким образом, цель этноэкологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Эколого-краеведческое и этноэкологическое воспитание рассматриваются в одном аспекте.
В формировании ответственного отношения к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира.
1.3. Сущность этноэкологического воспитания младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром
Содержание курса «Окружающий мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения «Окружающий мир» можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека.
Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание этноэкологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.