Смекни!
smekni.com

Воспитание общечеловеческих ценностей (стр. 5 из 12)

•беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, со­зданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

•помогать всем попавшим в беду и не требовать награды за доб­рый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повсед­невной жизни;

•творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.

В подростковый период в личности ребенка происходят качествен­ные изменения, связанные с половым созреванием и ростом само­сознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в соб­ственном восприятии. Овладение комплексом, нравственных требо­ваний способствует его личному развитию.

От юношей и девушек старшего школьного возраста (15-17 лет)требуется:

• знать, что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой;

•уметь владеть собой, правильно, в интересах общества и соб­ственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины;

•любить свой народ, духовную культуру своего многонациональ­ного народа и прогрессивную культуру всех стран;

•дружить со сверстниками всех национальностей, быть интернационалистами; быть преданным и верным в дружбе;

•трудиться активно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, подрядных бригадах, на семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой;

•бороться с мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, безалаберностью и безответственностью, с проявлениями потребительской психологии, с хулиганством и пьянством;

•беречь боевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и другие виды собственности от расхитителей и разгильдяев;

•помогать своим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте;

•творить новое в труде, красоту в искусстве, в общеизвестных отношениях, нравственную красоту в самом себе.

В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств личности. Ребята в этом возрасте стре­мятся к самореализации в живом, конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и соци­ального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки зани­маются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести.

Таким образом, в целях выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации о ходе нравственно­го воспитания необходимо творчески использовать требования-кри­терии нравственной сущности детской личности, методику выявле­ния и оценки моральных качеств и свойств школьников.

1.2. Значение авторитета педагога в нравственном воспитании

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспита­теля, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, остав­ляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного по­рядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодо­левать себя, формировать свой характер в соответствии с педагоги­ческими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесха­рактерности, нетребовательности.

Выход из этих ситуаций состоит в том, чтобы прежде всего пра­вильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений в школе. В самом общем виде он определяется, конечно, обществом. Но общественные отношения, прежде чем стать воспитатель­но-целенаправленными и эффективными, научно педагогически пре­образуются, перерабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей, целей и задач общественного воспитания. Педагогика определяет оптимальную норму проявления и развития дисциплины и демократии в воспита­нии, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основа­ниях, внешних требованиях, утрачивают воспита­тельный смысл и оказывают негативное влияние.

Понятие «авторитет»буквально означает общепризнанное зна­чение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и дея­тельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

Сущность, специфические особенности и функции собственно пе­дагогического авторитета обусловлены тем, что десятки и сотни ре­бячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нрав­ственное состояние личности педагога. У настоящего воспитателя нет другого морального выбора, кроме чистоты, искренности, открытос­ти и прямоты. В противном случае учитель неизбежно утрачивает свое влияние на детей и право быть их воспитателем. Суть педагоги­ческого авторитета— в постоянном развитии педагогом в себе граж­данской, творческой, человеческой личности, подлинной духовнос­ти и интеллигентности. Ребенок авансирует воспитателю свое ува­жение, доверие, расположение, исходя из естественного предполо­жения о высоком качестве его личности, и это доверие необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде всего высокой нравственнос­тью. В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впи­тывая витающую в воздухе мещанскую мораль, одни ребята научи­лись третировать и даже презирать простые нормы общечеловечес­кой нравственности, другие овладели искусством общественного ли­цемерия и обмана. Образовался острый дефицит нравственности в детской и молодежной среде. В этой экстремальной ситуации нрав­ственное самосовершенствование, высокая требовательность педа­гога к самому себе — главный путь укрепления самоуважения. Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему бе­зусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

Другим важным условием обретения педагогического авторитета является духовность воспитателя, его глубокая гражданская убежден­ность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы общественной жизни, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях в целях завоевания педагогического ав­торитета у детей воспитателю необходимо сделать выбор, занять об­щественную позицию: в отношении истории нашего общества; по­литических процессов, происходящих в нем; процессов межнацио­нальных взаимодействий; прав человека; возрождения церкви и др. На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, прин­ципиальностью. И пусть некоторые ребята будут не согласны с класс­ным руководителем. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и че­стно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над осуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать идейное влияние.

Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни. Значительная ее часть приходит в острое противо­речие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении. Это ставит воспитателя, духовного наставника детей и юношества, в очень сложное положение. Чтобы глубоко понять духовный мир молодого поколения, быть властителем дум, нужно преодолевать в самом себе противоречия между сложившимися канонизи­рованными взглядами на культуру, способами ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки социокуль­турной ситуацией. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. Вовлеченность ребенка в диалог заставит размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре. По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанника будет образовываться все больше общих оценок и суждений. Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную, позитивную, укрепляющую авторитет педагога роль, ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные Представления. Она в том, чтобы ребенок проявил самостоятельность мысли, стремление докопаться до истины, выработать в себе незави­симость суждений, самостоятельность собственной личности. Диа­лог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господ­ствует только одна сила - сила мысли, знания, аргументации — де­лает авторитет воспитателя естественным и прочным.

Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только бла­годаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к дру­гому человеку. Это талант уважения личности ребенка, сочувствия к его проблемам и переживаниям, требовательной помощи ему в раз­витии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения. Истинная педагогическая любовь есть глубоко прочувствованная от­ветственность за жизнь и будущее детей, твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление са­мих себя и внешних препятствий. Только любящий педагог, истин­ный воспитатель отдает, все силы тому, чтобы организовать творчес­кую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисцип­линированности, требовательности к себе. Он учит их дружбе, доб­роте, пониманию красоты мужественного труда души и тела. Он ис­пытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя трудовые успехи своих воспитанников.