Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в
Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие
строится в следующей логике:Автоматизированное действие на основе многократных повторений |
Действия и поступки, выполнение которых стало потребностью |
Допустим, готовим третьеклассников к посещению театра: Знакомим с правилами культуры поведения в театре, отрабатываем в ролевой игре эти умения,следим за реализацией сформированных умений непосредственно в театре, затем учащиеся многократно повторяют эти умения, которые постепенно превращаются в поведенческий (осознанный!) навык. Таким образом, закрепляется привычка культурного поведения [12, с.238].
Реализация современных педагогических подходов – четвёртое условие.
«Воспитание предстает перед нами как организованное воспитателем восхождение ребенка по ступеням культуры» - отмечает Н. Е. Щуркова и предлагает осмысление уровней усвоения этикета.
Первый уровень усвоения этикета - «Не мешай». Он выражается в прививании элементарных норм этикета (речевых, мимических), в соблюдении тишины и молчания, в сдержанности и дисциплинированности.
Второй уровень - «Будь приятен окружающим людям». Данный уровень воспитанности предполагает умение вежливо общаться, проявлять интерес, внимание и доброжелательность к другому человек, умение разделить радость и горе.
Третий уровень - «Помоги окружающим людям». Воспитанность человека проявляется в тактичности, вежливости, в почтении перед старшими,
Скромный человек склонен недооценивать свои силы, трудно входит в коллектив. Привлекательнейшее из достоинств - искренность в сочетании с другими качествами - со сдержанность и деликатностью. Неотъемлемый атрибут порядочности - обязательность, точность [22,69].
Подчеркнем, что стержнем основной истины культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей навыков культурно-речевого общения - непременное условие воспитанности культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым, к соседям, родным и близким, к незнакомым и, конечно же, к детям. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятой для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком, прежде всего, является вежливость.
1.3 . Условия культурно-речевого развития младших школьников во внеурочной работе
Целенаправленная систематическая работа - это первое условие культурно- речевого развития младших школьников.
Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности иопрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей, затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер т. д.
Воспитание навыков культуры начинается в семье. Под руководством родителей дети усваивают правила, учатся самостоятельно следить за собой, выполняют правила гигиены, стараясь быть опрятными и аккуратными, вежливыми и приветливыми. Программа в детском саду включает все важнейшие требования к культуре поведения. И если в вопросах культуры поведения семьи и детских дошкольных учреждений соблюдают единство требований, к моменту поступления в школу ребенок успевает овладеть достаточным объемом информации. В школе дети знакомятся с новыми правилами, учатся выполнять их без постоянного контроля со стороны. [ 4, 29]
Соблюдение правил культурно-речевого поведения, прежде всего взрослыми – второе условие. Одна из причин состоит в том, что дети просто не знают некоторых правил. Например, дети не знают, что не принято подавать первым руку, когда здороваются со взрослым; неприлично во время действия в театре жевать конфеты, чипсы...
Другие правила поведения дети знают, но не умеют их правильно выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступать место в транспорте, но делают это навязчиво и подчеркнуто, а не просто и незаметно. Они могут здороваться или разговаривать, не глядя на собеседника, Значит, надо не только рассказывать о том, что есть такое-то правило, но и показывать, как выполнять его. Более сложно обстоит дело тогда, когда дети знают правила поведения, знают, как их выполнять, но не выполняют. Например, с детского сада они прекрасно знают гигиенические правила, но не соблюдают их главным образом из-за отсутствия привычки. Ребята не выполняют некоторые правила, считая их ненужными, неважными: они убеждены, что многие правила придумали взрослые и зачем-то заставляют их выполнять, а на самом деле эти правила не имеют никакого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных норм.
Например, среди сверстников они стесняются быть вежливыми, не считают зазорным быть неряшливыми или грубыми. Почему же это происходит? Одна, из серьезных причин в том, что взрослые далеко не всегда образцово ведут себя в общественных местах, дома и на улице, бывают раздражительными, грубыми, бестактными, позволяют себе поведение, которое резко осуждают у детей. Следовательно, требуя надлежащего поведения, самим родителям стоит постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть обязательным правилом в культуре поведения. [4, 116]
Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности. Мы находим подтверждение этому у мыслителей прошлого И.Гете: «Поведение - Зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Г. Гегель: «Человек есть ни что иное, как ряд его поступков».
Формирование опыта культурно-речевого поведения путём многократного повторения действий – условие третье.Значит для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной деятельности, формирующий группу привычек. А. С. Макаренко писал: «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал, а потому что у него сформированы привычки нравственного поведения» [10, 54]
Маленкова Л. И. подчеркивает, любое воспитательное воздействие