Известно, что образование как понятие означает не просто получение человеком определенной суммы знаний в той или иной сфере деятельности, а придание ему облика (образца) высокоразвитого и разумного существа, обладающего самосознанием и мировоззрением. Образованный человек с этой точки зрения, – не просто знающий, информированный в своем деле квалифицированный специалист, но и человек, способный жить по нормам и принципам культуры своего времени, творить и действовать в соответствии с господствующей в обществе системой ценностей и реального права.
Как и тысячу лет назад, образование по-прежнему остается главным условием приобщения человека к культуре, формирования его как культурного и общественно развитого (социализированного) субъекта, а также получения им определенной специальности, позволяющей в последствии успешно трудиться, устраивать свою семейную жизнь, то есть интегрироваться в общество. Поэтому высокий престиж образования в его глазах во многом объясняется именно этой функцией социальной адаптации человека, включения его в систему трудовых и общественных отношений.
Образование, ставящее своей целью дать человеку не только профессию, но и мировоззрение, традиционно представлено университетским образованием и достигается так называемой гуматаризацией образовательного процесса путем включения в учебные планы и программы дисциплин общегуманитарного профиля, среди которых особое место занимает философия. Именно она всегда воплощала идею универсального образования, под которым следует понимать не совмещение в одном лице разных профессий и даже не энциклопедическую эрудированность, а способность мыслить и действовать всеобщим образом, то есть действовать в соответствии с существующим правом, а также нормами и принципами истины, добра и красоты. Мерой этой всеобщности есть мера подлинной образованности, избавляющей человека от профессионального кретинизма и односторонности специализированного труда. Уместно в этой связи вспомнить выражение Козьмы Пруткова, утверждавшего, что специалист подобен флюсу – знания его односторонни. С учетом данного обстоятельства целью философского (гуманитарного) образования было и остается превращение не человека в специалиста, а специалиста в человека, то есть в духовно развитое существо.
Разумеется, подготовить высококлассного специалиста можно и без всякой гуманитаризации образования, без излишнего и не нужного, на взгляд некоторых, философствования, но где гарантия, что общество в итоге не получит очередных "образованцев" (Солженицын) – людей, которым будет безразлично для кого и во имя чего трудиться, кому или чему служить – Богу или дьяволу, добру или злу, истине или выгоде, свободе или насилию. Жизнь показывает, что и сегодня в XXI столетии довольно часто можно встретить человека, сочетающего в себе профессиональную образованность с элементарной безграмотностью в вопросах политики, экономики, права, морали, искусства и культуры в целом. "Такой человек,– отмечает известный ученый и культуролог В. Межуев,– будучи хорошим специалистом в своем деле, за его пределами оказывается послушным исполнителем чужой воли, орудием в руках тех, кто менее всего озабочен интересами общего блага".[2]
Говоря иными словами, процесс перехода к гражданскому обществу при сохранении национальной культуры в России остается пока еще не решенной проблемой, то есть продекларированной системой существующего права, но не нашедшему выражения в общественных отношениях. Гражданское общество и национальная культура – это те реальности, которые не могут существовать без высокого уровня образования, причем не столько профессионального, сколько политического и общекультурного, формирующего в человеке сознание и качества гражданской и духовно развитой личности. Без такого образования и вне его человек не может быть сознательным и свободным гражданином своей страны, способным защитить себя и тем самым обеспечить развитие в будущем.
Начало XXI столетия с точки зрения гуманизации общественной жизни в содержательном плане совпало с наступлением новой антропоцентрической цивилизации, когда начинают доминировать не материальные ценности, а духовно-нравственные, когда активно идет процесс усиления роли человеческого фактора.
Люди, особенно молодое поколение, не могут и не хотят жить в условиях обостряющихся угроз, опасностей, всеобщего страха, проникающих во все сферы жизнедеятельности от экологии до личной жизни. В индивидуальном и общественном сознании наметился качественный прорыв к новым духовным ценностям: к свободе личности, царству творческого духа и свободного труда, идеалам научной рациональности, высокого искусства и культуры в целом. Все это должно найти свое отражение в образовательном процессе и воспитательной работе и закреплено в нормах существующего права. Речь идет о смене воспитательных и образовательных парадигм, усилении ориентации содержания образования на новое мировоззренческое знание, глубокое понимание процессов общественного развития в рамках комплексного изучения философии, социологии, истории, искусства, литературы и религии.
По нашему твердому убеждению, настало время, когда требуется осознать, что информационная революция – это не просто игры и развлечения в Интернете. Необходимо решительно переходить на новый тип мышления. На протяжении многих веков накоплена огромная информация, доступ к которой затруднен консерватизмом общественной системы, образования, укладом жизни, привычками и традициями. Движение вперед идет противоречиво. Поэтому образование призвано формировать общественное сознание и мировоззрение обучающихся в рамках существующей культуры, литературы и искусства, а также в соответствии с системой сложившихся ценностей во всех сферах жизнедеятельности общества, устремленных в будущее.
[1] См. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков//Социологические исследования. 1998. № 5. С. 53.