Развитие фонематического анализа и синтеза.
Термином ,,фонематический анализ” определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Эта форма звукового анализа проявляется лишь в процессе специального обучения.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования звукового анализа в онтогенезе.
Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Звуковой ряд из 2-3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению.
В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда гласных звуков (ау, уа), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).
I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия. Формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.
III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух, не воспринимая его, т.е. на основе представлений.
Развитие зрительно-пространственных функций.
Работа по развитию зрительно-пространственных функций осуществляется в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины (зрительного знозиса);
- расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
- формирование пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза.
С целью развития предметногозрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис).
Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
Также для развития зрительного знозиса проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг- месяц),а также цвета фигур и реальных предметов.
Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ
Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
Игра ,,Что изменилось?”. Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения, Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
Разложить картинки, буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе;
- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: ,,Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева”, ,,Положи книгу справа, слева от себя”.Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке;
- определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: ,,Где находится книга, справа или слева от тетради?”.
В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
Затем даются три предмета и предлагаются задания: ,,Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку” и т. д. Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:
- написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
- положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку;
- нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок;
- определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.Например:
- найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз);
- срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции;
- сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти);
- сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;
- реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, 3-В, Г-Б;
- реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т;
- определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3-В, Р-В;
- определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовой школы. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонетико-грамматической и лексико-грамматической сторон речи.
Так, пропуски гласных и согласных букв или слогов; появление лишних букв или слогов; перестановка букв Илии слогов и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные; звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие; свистящие, шипящие и аффрикаты и т.п.
Как показывает практика, у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила. Ребенок не слышит ударного гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.
Для современной общеобразовательной школы характерно буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Огромная роль отводится раннему предупреждению нарушений дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Логопеду следует помнить, что параллельно с коррекционными задачами важно выявить зону ближайшего развития детей, воспитывать у них чувство языка и при планировании занятий учитывать эти задачи.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, необходимо с первого класса начинать работу по предупреждению дисграфии.