-развиваются коммуникативные навыки;
- развивается пространственная ориентация;
- укрепляется союз с родителями.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.
Работа с куклой позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким - либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные видыдеятельности, поэтому дети долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки - экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы, что позволяет одаренным творчески детям развить свою фантазию. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества.
Постановка сказки - всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции* и терапии даже самых сложных проблем.
Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.
Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы.
Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем он дружит и пр. Задача ведущего - собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом, выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.
Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому.
В работе с одаренными детьми широко применяется телесно -ориентированные техники в сказкотерапии в нескольких аспектах.
1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных сказок, «заземляющих» упражнений (хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр.).
2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря телесно - ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.
В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка телесно - ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние.
3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления». При этом используются метафоры «Зернышко под землёй», «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить» и др.
4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в тяжёлом состоянии с помощью прикосновения.
5. Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника <ж»^ажйязгъ танца. Тлавная идея - отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным датсжением.
Синтез телесно - ориентированных техник со сказкотерапией называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. Также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на основе использования телесно -ориентированных приёмов.
2.3 Применение сказкотерапии на практике
Природа, щедро одарив человека каким-то талантом, «забывает» порой дать счастливчику шанс-способность удержаться на плаву в общении с окружающим миром — и тогда начинаются бесконечные стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от гениальности — заодно. Некоторые страдают от своей одаренности больше, чем от физического уродства. А некоторые предпочитают даже уйти из жизни, потому что никак не могут приспособиться к ней. Лишь незначительное меньшинство сохраняет свою одаренность до конца дней.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детишками. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными. А некоторые родители, увлеченные этим методом, и сами отправляются на курсы сказкотерапии и читают соответствующие книги.
Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на психику, доступна не только профессиональным терапевтам. Читая малышу сказку на ночь и обсуждая ее, любая мама, по сути, занимается сказкотерапией. А некоторые родители, интуитивно чувствуя механизм и значение воздействия сказки, специально читают малышам определенные сказки. Такие, где с героями происходит нечто похожее на малыша. И, разумеется, герои находят выход.
Обратимся к некоторым методикам и их применению на практике.
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.
По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои.
При работе с одаренными детьми необходимо обращать внимание на эмоциональную сторону их развития. Дети довольно остро реагирует на какие-либо изменения в развитии других, а значит необходимо проводить игры, развивающие самообладание одаренных детей.
«Волчьи игры»
Цель данной методики заключается в том, что она помогает снять напряжение.
Сама игра заключается в том, чтобы молодые «волки» тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются.
Немного изменим ситуацию и добавим сказочных героев - перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения.
Отметим, что детям вариант с большим числом сказочных героев больше привлекает.
«Стойкий оловянный солдатик»
Данное упражнение помогает выработать у детей самоконтроль.
Когда ребенок сильно возбужден и не может остановиться, взять себя в руки, ему предлагают встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. «Ты - стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь».
Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.
Мы попробовали добавить элементов игры «Водный карнавал», т.е. под звуки музыки все герои, кроме «оловянного солдатика», начинают свой карнавал,лежа на полу или стоя.
«Волшебники»
Вначале детям предложили две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Они дорисовали эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек заменили «волшебников» на «волшебниц».
Вторая часть задания: дети должны сами нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Следует отметить, что в выдумках детей прослеживается навязанная средствами массовой информации мысль о поступках героев.