Как указывает А.В. Мудрик, «термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 г. в Остромировом Евангелии. Этот термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. – в значении «наставлять» [4,12].
В одном из первых печатных руководств по воспитанию детей в семье, «О воспитании чад» (1609), автор пишет, что родители ответственны за воспитание детей в семье и за выбор учителей. Воспитание нужно начинать в «раннем возрасте». Привычки, привитые с детства, определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего воспитания, передаваемые из поколения в поколение, окажут влияние на нравственность народа, на его характер [22,315].
Как теоретическое педагогическое понятие воспитание утверждается в XVIII в. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов трактовал слово «воспитание» как сочетание слов «питание» и приставки «вос» - питание ребенка до достижения им полного возраста. А.А. Игнатов отмечает, что здесь «приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности и «различные системы воспитания отличаются друг от друга прежде всего качеством этого питания и его направлением [4,31].
На сегодняшний день в педагогической науке отсутствует общепринятое определение понятия «воспитание». Одна из причин – его многозначность и различное истолкование содержания.
В «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., «воспитание» определяется как: «а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
б) социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа), для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития» [4,14].
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» «воспитание» трактуется как: «а) любой процесс, который помогает развивать возможности и способности людей путем передачи им знаний образцов поведения и ценностей; б) развивающий процесс, обеспечиваемый школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы; в) общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу» [4,31].
В отечественной педагогике советского периода процесс воспитания определяли как «организованное, направленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом». В современной отечественной педагогике воспитание определяют как «эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению указанной цели [24,242].
И. П. Подласый более подробно определяя процесс воспитания, подчеркивает, что это «процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности». Приоритетным направление воспитания является процесс формирования нравственной культуры как компонента базовой культуры личности [24,95].
В Педагогическом энциклопедическом словаре дается следующая статья: «Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание нравственное воспитание в истории культуры сложились четыре основные традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний; коммунитарная - нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма [22,170].
Многообразные концепции, в которых воплощались эти традиции, имели, как правило, философский статус – ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении нравственного воспитания. В то же время многие концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими.
Противоречивы представления об объекте нравственно воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личной автономии, нравственный закон, в отличие то всех других предписаний, является законом самой личности.
Выход из этого положения обычно усматривается в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И.Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью.
Нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Точнее нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.
Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека.
Нравственное воспитание в советский период определялось как «целенаправленное формирование моральных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях советской школы этот процесс имел целью воспитание подрастающих поколений в духе нравственных принципов, сформированных в моральном кодексе строителя коммунизма» [21,119].
Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении – как обучение нормам общественного приличия. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой её составляющей [22,171].
В Большом толковом словаре русского языка даются следующее значения слова «нравственность»: 1) совокупность норм, определяющих поведение человека; 2) самое поведение человека; 3) моральные свойства [7,519].
Также термин «нравственность», как правило, употребляется в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской. Концептуальное различие между понятиями морали и нравственности проводил Гегель в «Философии права». Нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали [22,171].
Итак, подводя итог анализу самых разнообразных трактовок понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», рассматриваемых в педагогической литературе, можно констатировать следующее [11,34]:
- не имея однозначного толкования определения понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», в основном все ученые и педагоги сходятся на той мысли, что воспитание, в отличие от стихийной социализации личности, всегда целенаправленно;
- воспитание трактуется во взаимодействии с процессом обучения;
- целью воспитания и нравственного воспитания может являться формирование личности нужной, полезной обществу, приспособленной жить в данном конкретном обществе;
- современные педагоги склонны понимать процесс нравственного воспитания как взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
- нравственное воспитание осуществляется такими институтами воспитания как семья, школа, Церковь;
- нравственное воспитание осуществляется в течение всей жизни человека, но его основы закладываются в раннем детстве.
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
Важнейшим вопросом как для психологии, так и для педагогики является вопрос о роли и месте нравственности в общей структуре личности. По мнению B.C. Леднева, к числу базовых компонентов личности относятся шесть сторон культуры человека: нравственная, познавательная, коммуникативная, эстетическая, трудовая и физическая культура.
«Эти личностные образования, - пишет B.C. Леднев, - составляют единое целое в конкретном индивиде и соотносятся между собой особым образом: они пересекаются в течение всей жизни человека. Так, нравственная культура, отражающая феномен направленности личности (отношение человека к себе и к окружающему миру, мировоззрение), является ключевым звеном механизма принятия решения и потому доминантой поведения человека» [17,22].
В программах таких предметов как литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, МХК, художественный труд реализуются возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.