Специфической особенностью является то, что для того, чтобы ребенок «услышал» звук в слове требуется особый прием «акцентированного произнесения звука».
Наконец, дети затрудняются анализировать собственную речь, им легче анализировать речь, произносимую другими. Поэтому в ходе развития фонематического восприятия авторы рекомендуют сочетать анализ собственной речи с анализом чужой речи.
Таким образом, развитие фонематического восприятия у старших дошкольников является одной из задач подготовки их к усвоению грамоты (чтения и письма), поскольку фонематическое восприятие является психологическим механизмом осуществления кодировки устной речи на язык графических знаков, и перевод графического изображения фонем в устную речь. Основой для становления фонематического восприятия является фонематический слух. Фонематическое восприятие является сложным умственным действием дошкольника, которое формируется в условиях специального обучения с учетом этапов формирования умственных действий, выделенных П.Ф. Гальпериным, и с учетом его особенностей развития у детей.
1.2.Технологии развития фонематического восприятия в теории и практике дошкольного образования.
Одним из новых для педагогики является понятие технология, часто встречающееся в педагогической (научной, учебной) литературе. Разнородность содержания, вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности.
Определение технологии может быть сформулировано приблизительно следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить «продукцию» с заданными параметрами. Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его. [14; с.81]
В отечественной методике развития речи технологии работы по формированию фонематического восприятия детей были представлены в трудах многих педагогов.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей Феликс Алексеевич Сохин ставит следующие задачи в работе над звуковой культурой речи:
1. Воспитывать речевой слух детей (слуховое внимание, фонематический слух, способность воспринимать данный темп и ритм). На данном этапе огромная роль отводится работе воспитателя в игровой деятельности с детьми.
2. Развивать артикуляционный аппарат посредствам артикуляционной гимнастики (позволяющей развивать подвижность языка, достаточный уровень подвижности губ и т.д.)
3. Развивать речевое дыхание (используя специальные игровые упражнения вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Например, игровые упражнения «Свечка», «Кораблики»)
4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. На данном этапе задачей воспитателя является: развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса – силу и высоту.
5. Воспитывать интонационную выразительность.
6. Формировать нормальный темп речи; правильное произношение всех звуков;
Последовательная отработка звуков по мнению Ф.А. Сохина [18; с.62] дает возможность систематически, последовательно проводить работу по формированию и дальнейшему совершенствованию звуковой культуры речи.
Сохин предлагает четыре вида работы позволяющих отрабатывать все звуки родного языка (данные виды работы могут осуществляться как на занятиях, так и вне их).
1–й вид работы – уточнение движений органов артикуляционного аппарата. На данном этапе воспитатель дает игровые упражнения для развития или уточнения движений, выработки определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков. (игровые упражнения «На прогулку», «Летят снежинки»)
2–й вид работы – уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или высказывания его подражанию. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков. Этот вид работы способствует воспитанию речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания (артикуляционная гимнастика «Насос»).
3-й вид работы – воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха. На данном этапе воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры), способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т.е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов. (игровое упражнение «Знаешь ли ты?», «Что есть в магазине?», «Кто живет в зоопарке?»)
4–й этап работы – воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха. Педагог на этом этапе дает специальный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки [18; с.80].
В старшем дошкольном возрасте Ф.А.Сохин рекомендует знакомить детей со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много или мало. Демонстрируя детям динамику слова, последовательность звуков в нем, Ф.А.Сохин предлагает использовать звуковую линейку, по которой дети смогут определять место звука в слове, вспомнить слова, в которых имеется определенный звук, добавить последний звук в слове, не до конца произнесенном воспитателем.[17; с.176]
Таким образом, предложенные Ф.А.Сохиным этапы работы над звуковой культурой речи, фонематическим восприятием дают возможность детям последовательно усвоить и закрепить определенные положения и движения органов артикуляционного аппарата, способствует лучшему формированию правильного произношения звука, облегчают переход к настоящему анализу.
В исследованиях Галины Анатольевны Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха, формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.
В методическом пособии Г.А. Тумаковой широко представлены дидактические игры и упражнения для детей разных возрастных групп, описаны методы и приемы работы педагога при ознакомлении детей со звуковой стороной слова. Предлагаемые методические рекомендации важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников, помогают овладеть им богатством родного языка. Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. А это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык, постижение которого духовно обогащает человека.
Первое, на что обращает внимание автор – это развитие фонематического слуха детей с помощью интонационной выразительности их речи. Воспитатель закрепляет правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка: «Что бы это значило? Как ты это понимаешь? Как по-другому можно сказать об этом? Какое слово из названных самое подходящее? Почему? Чьи слова мы запишем в наш альбом и поместим в книжный утолок? Почему ты использовал именно эти слова?».
Когда дети овладеют термином «слово», воспитатель переходит к играм и игровым упражнениям на их звучание. Это задания на вслушивание в звучание слов, которым даются «звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т.п.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак — рак), подбор рифмы и др.
Дошкольник рассматривает предметы, действует с ними, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями об определенном предмете, он учится сопоставлять, сравнивать, передавать словесно все увиденное и пережитое. Общение со взрослыми организует его самостоятельную деятельность и чувственный опыт.
В процессе ознакомления с окружающим детям сообщаются наименования предметов. Они узнают, что каждый предмет обозначается названием (словом). Новые названия вводятся в систему уже известных детям понятий. Но самостоятельно переключить внимание с наблюдаемого предмета, его признаков и свойств дошкольники не могут, так как слово выступает перед ними прежде всего со стороны своего значения, смыслового содержания. Особенно трудно дли детей звуковое различение слов на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их, ребенок не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строением слова.
Процесс обследования звукового состава слова для дошкольника сложен потому, что одновременно ему нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования и количество. И хотя устная речь ребенка к концу дошкольного возраста хорошо развита, необходимо формировать у него такие умения и навыки, которые помогут научиться анализировать звуковой материал и осознавать свою речевую деятельность. Задолго до непосредственного обучения грамоте детям в дошкольном учреждении дают первоначальные представления о слове и его структуре (звуковой, слоговой), о звучащем слове как единице языка.
Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. Подобные действия со словами очень важны, так как дети в таких случаях манипулируют словом как звуковым комплексом, освобожденным от лексического значения.