— Елена Александровна говорила , что ей не нравится его прическа, пенал, рюкзак, школьные принадлежности. Мне кажется, что она его невзлюбила. Внук ходил в школу с большой неохотой, говоря, что лучше бы в другой школе учиться. Алеша долго думает, и это ей не нравилось. Она отправила нас к невропатологу и психологу. Ей не понравилось, как Алеша оделся для фотографирования, сказав ребенку при всех: «...нельзя было что-нибудь по-наряднее надеть?», прекрасно зная о материальных трудностях нашей семьи. Один раз, когда надо было делать очередной взнос на классные нужды, в семье не было денег. И она на повышенных тонах в присутствии всех детей отчитала меня как девчонку за то, что мы, с ее точки зрения, «непорядочны в деньгах». В этом классе его и ребята обижали... Мы немного поговорили с мальчиком о сегодняшней его жизни, он рассказал, с кем дружит, чем занимается. Чувствовал себя свободно, встретив как старых знакомых, охотно отвечал на вопросы. Однако нам пришлось задать главный для нас вопрос, и сразу мимика лица изменилась.
— Алеша, как тебе жилось в первом классе?
Непосредственная детская улыбка сменилась мимическим выражением горя, образовав складку между бровями и сопровождаясь глубоким вздохом. Мы сначала подумали, что он не будет с нами говорить, замкнется, как это бывало уже раньше, если его спрашивали о маме. Но он ответил:
— Плохо.
— Это как?
– Ну...
Тут его толкает в бок бабушка и говорит:
— Говори, ну что ты боишься! Скажи, как было, не бойся!
— С силой дергала за волосы, когда не слушался.
— А еще?
— Обижала. Кричала на меня.
— Из-за чего?
— Из-за поведения, оценки... Про некоторых ребят говорила, что они ничего не соображают, что у них не все с головой в порядке, называла дураками. Она заставила Марка (сейчас он учится в другой школе) удариться головой об стену три раза, сказала: «Бейся об стену», и он ударился. И тут его как прорвало, мы уже не могли остановить, но о себе он предпочитал пока молчать.
— У девочки, не помню, как зовут, все скинула с парты: ручки, учебпики. Тоже таскала за волосы, некоторых ребят таскала за ухо. Когда я забыл краски, Елена Александровна взяла меня и Павлика за ухо и вывела в коридор, потом, через некоторое время, впустила.
— Тебе было обидно?
— Да, поэтому я не рассказывал дома.
— Ты боялся Елену Александровну?
— Когда — да, а когда и нет.
— А новую учительницу боишься?
— Нет.
— Как тебе сейчас в новом классе?
— Намного лучше, нравится учиться.
— Тебе кого-нибудь жалко из тех, кто остался учиться в классе у Елены Александровны?
— Сережу, его иногда обижала учительница и одноклассники. Елена Александровна тоже таскала его за волосы. Один раз обозвала козлом: «Тебя не зря так назвали, ты такой и есть» (речь шла о Сереже Козлове).
Как говорится, нет худа без добра. Этим детям — Маше и Алеше очень крупно повезло с новой учительницей, пожалуй, единственной в этой школе, кому можно доверить своего ребенка. Ее отношение к детям, порой очень трудным в поведенческом и учебном плане (ведь там были дети и с «задержкой»), вызывало глубокое уважение. Вокруг нее всегда были дети, на перемене к ней было не пробиться. Если бы они с самого начала попали к ней, то многих рубцов удалось бы избежать. Мы не можем воспроизвести материалы интервью в полном объеме, но дети подтвердили все факты насилия, которые имели место в отношении Инны, Кати, Сережи, Жени и многих других детей.
Для нас также было важно определить: кто перед нами? как давно она перешла черту дозволенного? что это — система и стиль работы, хорошо осознаваемые насильником, или периодические срывы плохо контролируемого аффекта? Чем больше мы общались с жертвами, тем более убеждались, что это не ситуационно обусловленная агрессия, а образ жизни. Поэтому ни на какое раскаяние с ее стороны рассчитывать не приходилось.
Один из ее бывших детей, а ныне — учащийся 9-го класса, к сожалению, уже девиантный подросток, сказал о ней: «...Да она не одну линейку о мою голову сломала!..» Прошло столько времени, а это запечатлелось в памяти, поскольку было слишком травматичным.
Поговорив с ней, мы убедились в своих подозрениях. Перед нами была наглая, лгущая прямо в лицо, уверенная в себе, совершенно непробиваемая, распоясавшаяся из-за безнаказанности, достаточно хорошо выглядящая, тридцатидевятилетняя женщина. Ее волнение выдавало лишь то, что даже в разговоре с нами она позволяла себе металл в голосе, периодически срываясь на повышенные тона подобно эстрадному певцу Витасу. Она была учителем высшей категории. Имела двоих детей и была разведена. Категорически отрицая все выявленные факты насилия, она утверждала: «Дети врут! Я этого никогда не делала!» На наш вопрос: «Зачем им лгать?» она не могла дать вразумительного ответа, уходя в глухую защиту, говоря, что «.. .она поражена, обижена и т. д.» Она категорически отрицала и свой вклад в то, что происходило с Инной и другими детьми, заявив безапелляционно нам: «...это все идет от семьи, и школа здесь не виновата».
Кроме того, она организовала демарш в составе родительского комитета в свою защиту, который оббивал пороги инспекции городского Комитета образования с требованием оставить им этого «замечательного» педагога. Никакие аргументы по поводу того, что их детей этот «замечательный» педагог уже искалечил: ничего, кроме крика, они не понимают и что с ними будет дальше — неизвестно, не возымели никакого действия. А ведь все дети травмированы, все — жертвы. И те, над кем она издевалась, и те, кто был свидетелем насилия, испытывали тот же ужас, поскольку в любой момент могли оказаться на их месте. Но родители, видимо, считали, что если они сейчас ей помогут, то уж к их детям она будет относиться безупречно, принося в жертву других. Они заявляли, что их детей она не обижала и они им ничего подобного о других не говорили. Родители договорились до полного абсурда: «Когда мы учились, нас тоже учителя били по рукам. Ну и что? Выросли не хуже других!» Однако раз они помнят об этом до сих пор, значит, тоже являются жертвами, поэтому и не видят ничего страшного в школьном насилии, — порог толерантности насилия повышен.
Родители жертв и мы были просто обескуражены цинизмом взрослых. Но на этом «наступление» Елены Александровны не закончилось. Теперь давление стали оказывать на мать Инны. Начались звонки с просьбой «встретиться и поговорить». Мы запретили маме встречаться с ней или с кем-либо от нее как при свидетелях, так и разговаривать по телефону, поскольку теперь уже знали, с кем имеем дело. Директора тоже предупредили: если это не прекратится, то мы обратимся в прокуратуру. После этого давление стали оказывать по-другому.
Учительница, в классе которой теперь училась Инна, стала говорить «ненавязчиво» маме, что «она не должна так поступать с Еленой Александровной и т. д.». И в качестве подтверждения убедительности ее слов у Инны опять появились двойки. Нет, ее не били, не унижали, но и не поддерживали, не помогали, холодно демонстрируя дистанцию как напоминание о причинах ее перевода. Учитывая, что класс, в котором она раньше училась, серьезно отставал в программе, то мотивировать плохие оценки не составляло труда. Все объективно, ни к чему не придерешься. Инна опять оказалась заложницей, и ее состояние в таких условиях не могло улучшиться. Снова встал и требовал срочного решения вопрос о переводе в другую школу.
Инну перевели, но и здесь администрация бывшей школы не могла удержаться от соблазна, чтобы не дать соответствующую характеристику, естественно, неофициальную. Поэтому и девочку, и маму в новой школе восприняли настороженно, выдвинув массу условий и заранее потребовав от матери заявления, в котором она обязалась «не предъявлять претензий к школе в случае неуспешного освоения дочерью учебной программы», что совершенно незаконно. Но в дальнейшем оно не потребовалось директору, так как Инна спокойно наверстала упущенное и успешно учится в новой школе, совмещая обучение с занятиями музыкой. Можно сказать, что самое страшное уже позади, но за этим стоят месяцы индивидуальной и кропотливой психотерапевтической работы. Психолог, работающий с ней и мамой, использовала большой репертуар различных техник, которые помогали девочке отреагировать эту ситуацию, давали ей поддержку. Однако главная задача или проблема, с которой нужно было работать, — это вернуть доверие ребенка к взрослым. Терапевтическое значение имели не только игровые техники, но и рисуночные тесты, которые традиционно используются в психодиагностике. Рисуя, ребенок в той или иной степени проживал свой травматический опыт, позволяя чувствам выплеснуться и кинестетически выразиться на бумаге. Рисуночная терапия работала до тех пор, пока ребенок не смог говорить о травме. Затем присоединились игровая психотерапия, сказкотерапия и гештальттерапия.
Придуманный девочкой рассказ очень хорошо иллюстрирует, как она перерабатывает стрессовую ситуацию и как это отражает ее жизненный опыт в школе. «Живет стоножка в пещере. Каждый ее может раздавить. Поэтому выходит из пещеры только по ночам, чтобы никто с ней ничего не сделал. Дружит с муравьями и маленькими букашками». Представленный ниже спонтанный рассказ она придумала, играя с игрушками. Игрушки она выбирала сама. Главным героем был маленький петушок, который по размерам был в несколько раз меньше других героев. «...Петушок громко пел. Все звери стали его ругать и каждый — обижать, слон топтал, заяц прыгнул так, что петушок испугался, лев чуть хвост не откусил, лягушка квакнула ему прямо в ухо, волк чуть его не съел, гном закричал на него, лошади топали копытами, лев гонялся за ним целый час, медведь чуть не съел, бегемот чуть не затащил его в болото и т.д.». Сочиняя сказку, девочка проигрывала все эти действия животных. В работе со школьным насилием можно использовать практически все техники, которыми пользуются при терапии посттравматических стрессовых расстройств. Главное, чтобы помощь была оказана как можно раньше.