СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ………………….5
1.1. Методические сведения о цвете…………………………………………….5
1.2. Элементы цветоведения на уроках изобразительного искусства
в начальных классах (индивидуальный подход)……………………………….8
1.3. Методы формирования образного восприятия цвета у младших
школьников на уроках изобразительного искусства ………………………...10
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………..20
2.1. Особенности структурного построения урока изобразительного
искусства по формированию образного восприятия цвета ………………….20
2.2. Применение сказочно-игровых методов в формировании
образного восприятия цвета у младших школьников ………………………..23
2.3. Эффективность методики формирования образного восприятия цвета
на уроках изобразительного искусства у школьников 3-го класса……….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….….38
ВВЕДЕНИЕ
Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые - Демокрит, Аристотель и другие - пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и многих цветовых явлений. Ученик Аристотеля Теофраст написал целый специальный трактат о цветах.
Проявляемый издавна интерес к чисто научным аспектам цвета последние десятилетия сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В целом ряде, стран имеются институты цвета, центры цвета, общества и другие группы по цвету, но преследующие одну цель - объединить национальные работы в области цвета, расширить знания о нём, централизовать и распространить информацию.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие цвета — красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например, что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.
Немало сделано и для изучения природы цвета и его характеристик. Мир мы видим благодаря солнечному свету. Свет, излучаемый солнцем, воспринимается нами как белый. В действительности он состоит из ряда цветных лучей. Каждый предмет способен поглощать и отражать солнечный свет. Если солнечный свет, попадая на тело, полностью отражается и рассеивается, мы это тело видим бельм. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, мы его видим черным. Если тело поглощает какую-либо часть лучей видимого спектра, а остальные отражает, мы видим это тело цветным, причем его цвет определяется теми цветами, которые отразились от него.
Объектом курсовой работы является процесс формирования образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: методика построения урока цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета.
Гипотеза исследования: развивать цветовосприятие у детей, на уроках изобразительного искусства, применяя различные методы и формы.
Практическое значение курсовой работы заключается в построении урока изобразительного искусства для нового восприятия цвета у школьников 3-го класса.
Предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты цветоведения.
2. Определить методы формирования образного восприятия цвета у младших школьников.
3. Изучить особенности структурного построения урока изобразительного искусства по формированию образного восприятия цвета.
4. Ознакомиться с применением сказочно-игровых форм и методов в формировании образного восприятия цвета у младших школьников.
5. Определить эффективность методики формирования образного восприятия цвета на уроках изобразительного искусства у школьников 3 класса.
Содержание курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, 6 пунктов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
1.1. Методические сведения о цвете
Цвет имеет свои характеристики - цветовой тон, насыщенность, светлоту.
Цветовым тоном называют качество цвета, обозначаете такими словами, как красное, оранжевое, желтое, зеленое, пурпуровое и т.д. Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей, которые отразились
от предмета.
Насыщенностью называют большую или меньшую выраженность в цвете его цветового тона, К максимально насыщенным цветам относится, в частности, спектральные цвета. А такие цвета, как белый, черный и серый, можно назвать цветами нулевой насыщенности.
Различия по светлоте заключается в том, что одни цвета темнее, а другие светлее. Светлота цвета обуславливается яркостью раздражителя и. чувствительностью к нему глаза. Если иметь ввиду и поверхность, которая отражает свет, то в этом случае светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на данную поверхность. Так светлые поверхности гораздо больше отражают световых лучей и сравнительно мало поглощают, а темные предметы, наоборот, много поглощают и очень мало лучей отражают.
Благодаря качественным характеристикам цвета - цветовому тону, насыщенности и светлоте - все зрительные ощущения цветов можно разделить на две группы. Первую группу составляют цвета, отличающиеся друг от друга только по светлоте, так называемые ахроматические цвета, сюда входят черный, белый и все серые от самого темного до самого светлого.
Вторую составляю хроматические цвета, отличающиеся друг от друга цветовым тоном, насыщенностью. Сюда входят все остальные цвета: красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый и
т. д.
Научившись создавать краски, человек получил необычайную возможность украшать и преображать себя.
Народное творчество, являясь верным хранителем старинных традиций, показывают, какую важную роль играет цвет в костюмах различных народов. Наиболее распространенные понятие о красоте в народной эстетике связаны с цветом; они нашли отражение не только в народном декоративно-прикладном искусстве, но и в метафорах, например, русского фольклора, таких как "красный молодец", "красна девица", "ясно солнышко", "сине море" и других. Смена дня и ночи, чередование времен года, солнце, луна и звезды создавали у человека определенное светоощущение.
Любой цвет в той или иной степени способен оказывать психологическое воздействие на человека. Вычленим общепризнанные цветовые ассоциации, возникающие при восприятии изолированного цвета, а также их значение:
1. Весовые: легкие и тяжелые цвета.
2. Температурные: теплые и холодные.
3. Фактурные: гладкие, колючие, мягкие.
4. Акустические: тихие, громкие, глухие, звонкие и пр.
5. Пространственные: выступающие и отступающие цвета.
А также эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:
1. Позитивные: веселые, бодрые, лирические, приятные.
2. Негативные: грустные, трагические, злые.
3. Нейтральные: спокойные, безразличные, уравновешенные.
Учитывая психологическое воздействие цветов, можно дать определенную характеристику любому цвету.
Так, желтый цвет - легкий, теплый, гладкий, звонкий, добрый, привлекательный. Красный (пурпуровый) - тяжелый, колючий, звонкий, возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, богат ассоциациями. Однако любая абсолютизация и канонизация, даже имевшая достаточные основания в прошлые века, выглядит достаточно спорной и сомнительной.
Выбор красок, которыми пользуется художник, вместе с излюбленными смесями образуют его палитру. Художник-живописец должен хорошо знать свою палитру. Этим и объясняют попытки привлечь для понимания одной из сторон творческого процесса цветовой круг. Художник видит в цветовом круге аналогию своей интеллектуально постигнутой палитры. Но цветовой круг и палитра художника - это разные вещи. Палитра не содержит чисто спектральных цветов. Палитра – это своеобразный цветовой "словарь", ограниченный по сравнению с полным множеством красок и мощный со стороны изобразительных и выразительных возможностей.
Известно, что живописец почти никогда не пользуется широким набором красок. Он стремится перевести бесконечное многообразие красок природы на ограниченный словарь своей палитры. Как показывают некоторые поздние холсты величайшего колориста итальянского Возрождения Тициана, палитра может быть очень скупой и вместе с тем очень мощной. Способ нанесения краски тесно связан с впечатлением от неё. Рыхлое, плотное или прозрачное нанесение краски меняет цвет даже в тех случаях, когда сама краска не изменяется.
Известное положение о том, что художник пишет отношениями,
предполагает меру развитости у него цветовой чувствительности и умение создать на картине различные технологические приёмы, свой особый "цветовой строй". И именно в таком " цветовом строе", вытекающем прежде всего из образного строя картины, реализуется выразительная и объединяющая сила цвета. В картине, построенной по цвету, мы видим силы внутреннего сплетения пятен и их взаимного влияния. Удаление какого-либо пятна из такой картины невозможно, это сразу же повлекло бы заметное изменение цвета других пятен, изменившего цветового построения.