Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 16 из 115)

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Классификация — распределение предметов, явлении и понятии по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Напишите микросочинение на тему "Почему я выбрал(а) педаго­гическую профессию?".

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность являет­ся ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном са­мовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особен­ности в студенческом возрасте?

10. Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на бли­жайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему "Социально-психологические усло­вия становления будущего учителя", где дайте характеристику студен­чества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4—7).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. — М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе. — М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полу­ченный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

С.И.Гессен

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

• Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование как социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура

§ 1. Общее представление о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческого слова "пай-дагогос" ("пайд" — "дитя", "гогос" — "веду"), которое означает "детоводство" или "дитяведение".

В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно — педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие де­тей своего господина в школу. Позже педагоги — это уже вольно­наемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя полу­чили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам, как сказано в одном "Житии": "...книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приоб­ретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между раз­личными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые переда­вались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговор­ках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (напри­мер: "Повторение — мать учения", "Яблоко от яблоньки неда­леко падает", "Век живи — век учись" и т.п.), составивших со­держание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного челове­ка. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развити­ем трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, уста­навливает причинные связи между явлениями. Она не столько опи­сывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогичес­кую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изуст­ную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценно­сти, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры на­рода, его педагогической ментальности и сегодня составляет осно­ву научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушин­ский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утвер­ждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".

Для определения педагогики как науки важно установить гра­ницы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

§ 2. Объект, предмет и функции педагогики

Объект — предмет познания и де­ятельности человека, субъекта.

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существуют три концепции.

Психология — наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека и поведении животных.

Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятель­ную теоретическую науку, т.е. как область отражения педаго­гических явлений. В педа­гогике в этом случае оказываются представленными самые раз­ные сложные объекты действительности (космос, культура, по­литика и др.).

Социология — наука об обществе как целостной системе и об отдель­ных социальных институтах, про­цессах, общественных группах.

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисцип­лины, функция которой состо­ит в опосредованном использо­вании знаний, заимствованных из других наук (психологии, ес­тествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.