Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 2 из 115)

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностя­ми родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывает­ся основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Роди­ну, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..."*

* См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV - XVII вв. / Сост. С.Д.Бабшин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учи­телями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и не­делимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П.Куницину (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пла­мень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".*

* Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. - Л., 1977. - С. 351.

Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 — 479 до н.э.) — древний китайский мыслитель, основатель конфуци­анства. Основные взгляды изложе­ны в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодиче­ский перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования прак­тически всегда недооценивала диалектическое единство обу­чения и воспитания, целост­ность развивающейся личнос­ти. Как нельзя обучать, не ока­зывая воспитательного влия­ния, так нельзя и решать вос­питательные задачи, не вооружив воспитанников довольно слож­ной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде все­го как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником:

"Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" — обращается к нему ученик. "Обогати ее", — отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" — спра­шивает ученик. "Обучи ее!" — восклицает учитель.

Я.А.Коменский (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, пе­дагог, писатель. В основе его педа­гогической системы — принципы материалистического сенсуализма. Основоположник дидактики. Впе­рвые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Основ­ные труды: "Великая дидактика", "Открытая дверь к языкам", "Ма­теринская школа" и др.

Человеком трудной и завид­ной судьбы является чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему наро­ду собранную воедино муд­рость мира. Он написал десят­ки учебников для школы, свы­ше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с име­нем великого чешского педагога.

И.Г.Песталоцци (1746 - 1827) -швейцарский педагог-демократ, основоположник теории начально­го обучения. В своей теории эле­ментарного обучения связал обуче­ние с воспитанием и развитием ре­бенка, педагогику с психологией. Основные труды: "Лингард и Гер­труда", "Как Гертруда учит своих детей", "Лебединая песня".

Я.А.Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как ника­кая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, кото­рый заботливо застраивает зна­ниями все уголки человеческо­го существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души лю­дей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.*

* См.: Каменский Я.А. Избр. пед. соч. - М., 1995. - С. 248 - 284.

Швейцарский педагог Ио­ганн Генрих Песталоцци затра­тил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой ра­дости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с над­писью, которая заканчивается словами: "Все — для других, ни­чего — для себя".

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники вы­держали небывалый в истории тираж. Например, "Родное сло­во" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и се­годня. Он так охарактеризовал общественное значение про­фессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современ­ным ходом воспитания, чувст­вует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, по­средником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровших­ся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся госу­дарства и им живут целые поколения"*.

* Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. Т. 2. - М., 1951. - С. 32.

К.Д.Ушинский (1824 - 1870/71) -русский педагог-демократ, основопо­ложник научной педагогики в Рос­сии. Основа его педагогической сис­темы — требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике про­водил идею воспитывающего обуче­ния. Основные труды: "Детский мир", "Родное слово", "Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги­ческой антропологии".

А.С.Макаренко (1888 — 1939) — советский педагог и писатель. Раз­работал теорию и методику воспи­тания в коллективе, провел опыт соединения обучения с производи­тельным трудом учащихся, развил теорию семейного воспитания. Ос­новные труды: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", статьи.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на ут­вердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он проти­вопоставил им педагогику, гу­манистическую по сути, опти­мистическую по духу, проник­нутую верой в творческие силы и возможности человека. Тео­ретическое наследие и опыт А.С.Макаренко приобрели всемир­ное признание. Особое значение имеет созданная А.С.Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и прие­мам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наиболь­шего напряжения, но и больших сил, больших способностей".*

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 178.

§ 2. Особенности педагогической профессии

Своеобразие педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии прояв­ляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек — человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек — человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.