Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 4 из 115)

С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход по­нятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогиче­ский коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредст­венное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.

Большое значение формированию педагогического коллекти­ва придавал А.С.Макаренко. Он писал: "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, еди­ного точного подхода к ребенку, там не может быть никакого вос­питательного процесса".*

* Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. - М., 1958. - С. 179.

Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название пси­хологического климата коллектива.

А.С.Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педа­гогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформирован­ности педагогического коллектива. "Единство педагогического кол­лектива, — считал он, — совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллек­тиве, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, кото­рый идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опас­нее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее".* А.С.Макаренко ут­верждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

* Там же. С. 292.

Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирова­ния педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А.Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитан­ников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. В.А.Сухомлинскому принадлежит мысль, которая, надо полагать, и в настоящее время еще не до конца осознана руководителями школ и органов обра­зования: если нет педагогического коллектива, то нет и коллек­тива ученического. На вопрос, как же и благодаря чему создается педагогический коллектив, В.А.Сухомлинский отвечал однознач­но — его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Творческая природа труда учителя

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для дос­тижения поставленных целей. Творческий характер педагогиче­ской деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, ис­кусство) творчество педагога не имеет своей целью создание со­циально ценного нового, оригинального, поскольку его продук­том всегда остается развитие личности. Конечно, творчески ра­ботающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою пе­дагогическую систему, но она является лишь средством для по­лучения наилучшего в данных условиях результата.

Мотивы — то, что побуждает дея­тельность человека, ради чего она совершается.

Творческий потенциал личности педагога формируется на ос­нове накопленного им социального опыта, психолого-педагоги­ческих и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессио­нальных функций. Только эру­дированный и имеющий спе­циальную подготовку учитель на основе глубокого анализа воз­никающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к по­вышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, орга­низацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняю­щихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходи­мых для проверки предположения и достижения искомого резуль­тата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Коммуникации — понятие, исполь­зуемое в социальной психологии в двух значениях: 1. Для характери­стики структуры деловых и меж­личностных связей между моделя­ми. 2. Для характеристики обмена информацией в человеческом об­щении вообще.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально по­добранных задач, направлен­ных на развитие каких-либо структурных компонентов твор­ческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодо­ления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, класси­фикация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Эвристика — система логических приемов и методических правил теоретического исследования.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально но­вых знаний и умений в содержание профессиональной подготов­ки учителя. Но это не означа­ет, что научить творчеству нель­зя. Можно, при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, кото­рая выступает регулирующим фактором процессов решения пе­дагогических задач.

Креативность — способность, отра­жающая глубинное свойство инди­видов создавать оригинальные ценности, принимать нестандарт­ные решения.

Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение но­вых функций, методов и приемов, на комбинирование но­вых способов деятельности из известных и др. Этому же спо­собствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их состав­ляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в мень­шей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. B.A-Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педаго­гическим аспектом творческой деятельности учителя и субъектив­но-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных за­дач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести уме­ния управлять своим психическим и эмоциональным состояни­ем, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию об­щения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую лич­ность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креатив­ности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-твор­цу присущи также такие качества, как инициативность, самостоя­тельность, способность к преодолению инерции мышления, чув­ство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая по­требность в достижении, целеустремленность, широта ассоциа­ций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учи­тель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные пре­образования и сам в этом деле является наглядным примером.

§ 3. Перспективы развития педагогической профессии

В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. Это закономерный процесс разделения труда, проявляющийся не только и не столько в дроб­лении, сколько в развитии все более совершенных и эффектив­ных обособленных видов деятельности в пределах педагогической профессии. Процесс обособления видов педагогической деятель­ности обусловлен прежде всего существенным "усложнением" характера воспитания, которое, в свою очередь, вызвано измене­ниями социально-экономических условий жизни, последствиями научно-технического и социального прогресса.