Смекни!
smekni.com

Педагогика кн.2 (стр. 55 из 115)

Интеллектуальный компонент мировоззрения предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст­вительности к абстрактному, понятийному мышлению. Однако понятийное мышление не является конечным пунктом научного и учебного познания — вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. Это не простое возвращение к ис­ходному, а к конкретному — на более высокой ступени разви­тия, когда предмет постигается глубоко и всесторонне. При вос­хождении от абстрактного к конкретному совершенствуется не просто процесс суммирования, нанизывания абстракций друг на друга, а создается синтез, который означает дальнейшее углубле­ние в сущность явлений материального мира во всех их причин­ных связях и опосредованиях.

В любом результате аналитико-синтетической деятельности (в понятиях, идеях, теориях) содержатся и знание, и способ деятель­ности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Мировоззрение содержит в себе не разрозненные знания, а их систему, которая отражает, насколько возможно, структуру совре­менного научного знания, организуется вокруг и на основе ме­тодологических идей, теорий и принципов. Усвоенные учащими­ся системы знаний находятся в постоянном движении, соотно­сятся с другими системами, перестраиваются в соответствии с задачами познания и конкретными задачами их применения.

Для того чтобы знания переросли в убеждения, органически вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи­тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра­щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю­щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите­ратуры и искусства — ко всему тому, что создает и поддержива­ет благоприятный социально-психологический фон школы.

Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Она представляет собой несводимую к интеллекту и чувствам сторону сознания, основ­ной функцией которой является регуляция поведения и деятель­ности. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым в состав мировоззрения входит практически-действенный компонент.

Сфера практических действий учащихся может быть достаточ­но широкой. Учебно-трудовая и общественная деятельность во­влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во­оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она не ведет к чисто внешним результатам, а перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози­дания как свойство личности. Недостаточно, чтобы эта деятель­ность была общественно полезна, нужно, чтобы она удовлетво­ряла самого ученика, соответствовала пусть не полностью, но в главным чертах его личному идеалу. Сформировать общественно значимый мотив — значит превратить объективную цель деятель­ности в "реально действующий мотив" (А.Н.Леонтьев), сделать внешнее, объективное внутренним достоянием субъекта, вызвать у него потребность к этой деятельности.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми­ровоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обуче­нии, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред­ставление о нем. Особенно большое значение в мировоззренче­ском плане имеют такие межпредметные взаимодействия, кото­рые дают учащимся возможность всесторонне охватить все свой­ства и связи изучаемых объектов. К примеру, на основе межпредметной корреляции у школьников формируются такие методоло­гические идеи, как единство живой и неживой природы, общ­ность естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы, единство антро­погенеза и социогенеза и др.

Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех формирования мировоззрения основывается во многом на доверии учащихся к учителю. "Это идеальное юношеское веро­вание, — отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает действия учите­ля и делает его пример благотворным... Но горе учителю, кото­рый неосторожным своим поведением, проявлением своих стра­стей перед учениками разрушил то обаяние, которым он был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеря­но или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу".*

* Добролюбов Н.А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Чер­нышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. Избр. пед. произв. — М., 1995. — С. 145.

Только учитель, который всем своим существом принял воз­вышающий смысл науки, передовые идеи века, который сформи­рован как творческая личность, может быть духовным наставни­ком молодежи.

Воспитание и религия

Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуали­зирует необходимость и ответственность педагогов за формиро­вание у учащихся научного мировоззрения, в то же время уваже­ния к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. За­дача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Цель и содержание гражданского воспитания школьников

Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармониче­ское проявление патриотических чувств и культуры межнацио­нального общения. Становление гражданственности как качест­ва личности определяется как субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями госу­дарственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры в нем.

Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Выработанные в обще­стве идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для достижения их гармонии необходима целенаправленная воспитательная работа. При этом утвердившиеся идеалы общества принимаются лично­стью как свои собственные. Сформированное гражданское соз­нание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов об­щества.

Г.Кершенштейнер (1854 — 1932) — немецкий педагог. Автор теории гражданского воспитания. Способ­ствовал введению активных мето­дов обучения с широким исполь­зованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и других. Если первые связы­вали проблемы гражданско­го воспитания прежде всего с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспи­тания в свободном развитии личности, в создании усло­вий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г.Кершенштейнером, отмечавшим необходимость це­ленаправленного формирования гражданского воспитания, знания истории государства, политической образованности масс.

В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, раз­витии национального самосознания, воспитания гражданина.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспи­тания в аспекте общественной направленности личности, приоб­ретения опыта коллективной деятельности. В известной книге В.А. Сухомлинского "Воспитание гражданина" в определенной мере обоб­щен и систематизирован теоретический и практический опыт де­ятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Осо­бое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье состав­ляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотиче­скому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и не­насилия. В гражданском становлении личности важное место за­нимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.

Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнацио­нального общения

В толковом словаре В.И.Даля слово "патриот" означает "лю­битель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".* Патриотизм как качество личности прояв­ляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности слу­жить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры меж­национального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечествен­никам; в интернационализме — уважение и солидарность с дру­гими народами и странами.