1-2 – Поднять пелвис вверх, корпус перегибается назад (рис 132).
3-4 – Вернуться в И.П.
Упражнение 43.
И.П. – Лежать на животе, согнуть обе ноги в коленях и поднять вверх, взяться руками за щиколотки («лебедь»).
1-4 – Поднять руками ноги максимально вверх и прогнуть торс (рис. 133).
5-8 – И.П.
6.2.4 Кросс. Передвижение в пространстве
Упражнение 44.
И.П. – 1 парал. поз. ног, руки свободно пущены вдоль торса.
И – П.Н. без веса ударить подушечкой стопы перед Л.Н.
1 – Шаг на П.Н. вперед с переносом веса тела (рис. 134).
И 2 – Так же с Л.Н.
Руки могут быть неподвижны, могут двигаться в оппозицию, могут двигаться в положении locomotor.
Упражнение 45.
И.П. – См. упражнение 44.
И – Flik П.Н. вдоль стопы Л.Н. (колено П.Н. чуть сгибается) и выброс П.Н. вперед на 20°.
1 – Шаг с П.Н. вперед с переносом тяжести корпуса.
И 2 – Так же с Л.Н.
Упражнение 46.
И.П. – См. упражнение 44.
И – Flik П.Н.
И – Удар подушечкой стопы П.Н. перед Л.Н.
1 – Шаг с П.Н. с переносом веса.
И 2 – Так же с Л.Н.
Упражнение 47.
Повторить упражнение 44, но удар делать пяткой.
Упражнение 48.
И.П. – См. упражнение 44.
1 – Шаг П.Н. вперед, одновременно П. бедром, вправо.
2 – Так же с Л.Н. и Л. бедра.
3 и 4 – Так же шаги в два раза быстрее (рис. 135).
5-8 – Повторить два медленных и четыре быстрых шага.
Руки при этом шаге могут переходить из позиции в позицию по схеме: А-Б-В-И, свободно раскачиваться из стороны в сторону, а также двигаться в положении locomotor.
Упражнение 49.
И.П. – 1 парал. поз. ног, руки согнуты в локтях и пальцы сжаты в кулак, кисти расположены на уровне плеч.
И – Шаг П.Н. вперед.
1 – Demi-plie на П.Н. одновременно Л.Н. passe (параллельно), руки делают ударное движение вниз, разгибаясь в локтях (рис. 136).
И 2 – Повторить Л.Н.
Упражнение 50.
И.П. – 1 парал. поз. ног, руки во II поз., кисти сжаты в кулак.
1 – Шаг П.Н. вперед.
И – Полупальцы на П.Н., одновременно passe (параллельно) Л.Н., торс наклоняется вперед, грудь касается Л. колена, кисти поворачиваются вовнутрь, локти вверх (рис. 137).
2 И – Повторить с Л.Н. 1-2.
Шаги на середине, лицом в т. 1
Упражнение 51.
И.П. – 1 парал. поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.
1 – Шаг П.Н. вправо (рис. 138).
2 – Шаг Л.Н. вправо накрест перед П.Н.
3 – Вновь шаг П.Н. вправо.
4 – Приставить Л.Н. к П.Н. в И.П.
5-8 – Повторить влево 1-4.
Шаги исполняются с пружинным сгибанием колена во время каждого шага, руки могут свингово раскачиваться из стороны в сторону.
Упражнение 52.
И.П. – См. упражнение 51.
1 – Шаг П.Н. вправо.
2 – Шаг Л.Н. вправо накрест перед П.Н. и одновременно полуповорот en dedans.
3 – Шаг П.Н. вправо и исполнить второй полуповорот в том же направлении.
4 – Приставить Л.Н. к П.Н. в И.П.
5-8 – Повторить влево 1-4.
Упражнение 53.
Заключительное. Расслабленно уронить торс вперед на выдохе. На вдохе поднять торс
Словарь терминов
A la SECONDE [а ля згонд] – положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.
ARCH [атч] – арка, прогиб торса назад.
ATTITUDE [аттитюд] – положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» или на 90°, положение торса, рук и головы зависят от формы арабеска.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание через passe ноги вперед, назад или в сторону на 90°.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] – движение, состоящее из одновременного сгибания ног, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется форма fondu из урока народно сценического танца.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] – движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RELEVE LENT (батман релеве лян] – плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT TENDU (батман тандю] – движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] – отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
BATTU [баттю] – в данном случае используется для обозначения заноски, т.е. резких коротких ударов ног по 5 аут-поз. спереди и сзади во время прыжка или в положении «лежа на спине».
BODY ROLL [боди ролл] – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
BOUNCE [баунс] – трамплинное покачивание вверх вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
BRUCH [браш] – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CATCH STEP [кэтч стэп ] – шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.
CONTRACTION [контракшн] – сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CORKSCREW TURN (корскру повороты] – «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
COUPE [купе] – быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CURVE [кёрф] – изгиб верхней части позвоночника (до солнечного сплетения) вперед или в сторону.
DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] – наклон вперед торсом ниже 90°сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION [диип контракшн] – сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
DEGAGE [дегаже] – перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi plie, так и на вытянутых ногах.
DEMI-PLIE [деми-плие] – полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEVELOPPE [девлоппе] – разновидность battements, работающая нога из пятой позиции, сгибаясь, скользит носком по опорной ноге, поднимается до колена и вытягивается вперед, в сторону или назад.
DROP [дроп] – падение расслабленного торса вперед или в сторону.
EMBOITE [амбуате] – последовательные переходы ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.
EN DEDAN [ан дедан] – направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EN DEHOR [ан деор] – направление движения или поворота от себя или наружу.
FLAT BACK [флэт бэк] – наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP [флэт стэп] – шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX [флекс] – сокращенная стопа или кисть.
FLIK [флик] – мазок стопой по полу к себе или от себя.
FROG-POSITION [фрог-позишн] – позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
GLISSADE [глиссад] – партерный скользящий прыжок без отрыва от пола из пятой позиции в пятую позицию с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND BATTEMENT [гран батман] – бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.
GRAND PLIE [гран плие] – полное приседание.
HIGH RELEASE [хай релиз] – высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HIP LIFT [хип лифт] – подъем бедра вверх.
НОР [хоп] – шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».
JACK KNIFE [джэк найф] – положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND [джаз хэнд] – положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JELLY ROLL [джелли ролл] – движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним – шейк пелвиса).
JERK-POSITION [джек-позишн] – позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья располагаются параллельно полу.
JUMP [джамп] – прыжок на двух ногах.
KIСК [кик] – бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe.
LAY OUT [лэй аут] – положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс. Составляют одну прямую линию.
LEAP [лиип] – прыжок с одной ноги на другую с продвижением.
LOCOMOTOR [локомотор] – круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
LOW BACK [лоу бэк] – округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS CHASSE [шассе] – вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
PAS DE BOURREE [па-де-бурре] – танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования pas tombe и pas coupe. Синоним step pas de bourree. В модерн-джаз танце во время pas de bourree положение sur le cou-de-pied не фиксируется.
PASSE [пассе] – проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passe par terre) либо на 45° или 90°.