В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая- творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т. д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку.
Школа-парк (М. А. Балабан)
Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира.
В парк-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веку выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.
Особенностью в методики являются открытые студии, которые отличаются от класса тем, что в студии действует иерархичная структура старших и младших во главе с учителем-лидером. Со временем в такой студии складывается и материальная структура, типичная для мастерской, где каждый мастер и подмастерье знает свое место.
По форме управления и организации учебного процесса студия резко отличается от урока. В открытой студии-мастерской учитель- старший мастер, здесь он действует как лидер-эксперт, к которому обращаются в случаи надобности. Реальное обучение идет в системе возрастных вертикалей, между которыми часто возникает негласное, но вполне доброе соревнование. Никаких особых возрастных пределов здесь не устанавливается. Учебная работа идет в деловом общении старших учеников (как рядовых мастеров в своих более узких проблемах) с младшими, которые выполняют функции подмастерьев, или тех же младших- с постоянными клиентами посетителями, где они выполняют функции старших- гидов типа чичероне.
Речевая практика допускает любое число партнеров, каждый из которых делает свой ход (реплику, которая может быть и вполне нулевой) по своим личным, но динамично согласуемым с партнером правилам. И когда учителю удается вести урок в таком режиме открытой речевой игры (вместо замкнутых циклов типа «опрос- объяснение- закрепление- опрос» учебного материала), ученик получает возможность развивать свое, сугубо личное знание в объективной сфере данного учебного предмета. Игры можно проводить на материале практически любого ученика для школы и вуза без слишком драматичного нарушения норм классно-урочного ритуала. Например, самая интересная выглядит как обычный просмотр учебника, страница за страницей, с речевым, моторным, жестовым и всяким другим (включая гримасный) комментарием учителя и учеников по поводу его содержания.
В парк-школе и в каждой открытой студии существует иная задача: обеспечить каждому ощущение нормального роста на самом действенном (в обучении) уровне- уровне самооценки. Оценки вводятся официально в трех последних, выпускных классах. Этого вполне достаточно, чтобы выдать каждому вполне реальный аттестат зрелости.
Мощная парк-школа, состоящая из множества открытых рабочих студий, представляет эффективную модель воспитания.[8]
Технология авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский)
Особенностью содержания данной технологии является то, что в дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств- осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. большое внимание уделяется выращиванию растений наблюдения за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному искусству, занятию ручным трудом, музыкой, физкультурой.
В школе самоопределения воспитатель должен угадать сегодняшнюю потребность детей в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.
Также важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивает перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, трудового, досугового, игрового и т.п.
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке- учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят владеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.
Преобладающей формой учебного процесса является мастерская или студия, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и другой деятельности от мастера к ученику.
Балльной системы не существует, в конце учебного периода составляется качественно- содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценки.
Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.[5]
Технология воспитания общественного творчества (И.П. Иванов)
Данная технология направлена на развитие различных сфер личности и имеет как общие, так и специфические особенности.
Главной целью является воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру и сделать вклад в построение демократического общества.
Особенность содержания состоит в том, чтобы создать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности, использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности, а также преобладание коллективной деятельности как средства создания мощного творческого поля. Коллективные творческие дела- творчество детей, направленное на служение людям, творчество строительства личности. Его содержание заключается в заботе о себе, друге либо своем коллективе. Однако уровень самостоятельной деятельности детей растет о сотрудничества со взрослыми до полной самостоятельности ребенка.
Одной из главных черт рассматриваемой технологии является применение коллективной работы, которая включает в себя свободные творческие дискуссии, организационно-деятельностные игры. Важной стороной является стремление личности к творчеству, самовыражению, самоутверждению и самореализации.[3]
2.2 Особенности воспитательных систем в зарубежной школе
Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
Воспитание, по Р. Штейнеру,- средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека происходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности, Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй- с помощью предметно-образной деятельности, в третьей- формируется абстрактное мышление. Главная задача школы- развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель реализуется во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, вальдорфской гимнастикой- эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения, также широко используется дополнительное просвещение (музеи, театр и др.), большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).
Особенностью методики данного автора является то, что классный учитель заботится об интеллектуальном и духовном развитии каждого ребенка. На уроках изобразительного искусства используется многообразие цветов и красок , также на уроках используется много игры, т.к. учеба должна приносить радость. Особенность данной системы заключается в том, что ребенок находится в центре педагогической системы и он в праве выбирать как форму урока, так и его план. Ребенок имеет полное право на ошибки, а также на свободный творческий поиск. Позиция учителя состоит в том, чтобы не просто давать знания детям на уроке, а предполагает совместную духовную жизнь ученика и учителя. Учитель должен принимать ребенка таким, какой он есть, т.е. все дети талантливы, не выделять слабых либо сильных, что может негативно сказаться на самооценке ребенка.