Критерии оценки:
Низкий уровень 2-3.
Средний 4.
Высокий 5.
Результаты исследования.
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
Дима Ф | 4 |
Саша К | 3 |
Даша К | 5 |
Денис П | 4 |
Ольга С | 3 |
Илья . П | 5 |
Дима .Н | 3 |
Коэффициент оригинальности = сумма типов количество детей = 32/7= 4,5.
Таким образом, коэффициент оригинальности составил 4.5 . Что является средним показателем для детей данного возраста. С целью развития воображения у младших школьников мы провели формирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент состоял из игрового тренинга, цель которого развитие воображения в игровой деятельности. Данная форма работы выбрана, прежде всего, потому что способна создать более неформальную, творческую атмосферу, кроме того, малое количество детей способствует более внимательному изучению каждого ребенка, дает возможность учителю реализовать индивидуальный подход. Такой тренинг проводится в свободное от уроков время с группой из 7 школьников.
Собираясь 2 — 3 раза в неделю на один час, ребята под руководством психолога или учителя выполняют серию заданий, направленных на развитие и совершенствование различных приемов воображения. Каждая игра обязательно проводится по нескольку раз на различном конкретном материале. В течение одного занятия следует проводить по 3 — 4 игры, как разученные ранее, так и новые. Особенно полюбившиеся детям игры можно проводить чаще других и с их помощью активно привлекать ребят к подбору игрового материала.
Эксперимент проводился в течении 3 недель, всего 2 занятия в неделю. Каждое занятие 1 час.
Содержание тренинга составлено на основе учено–методического комплекса «Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся» Заика Е. В.[9.12-15].
Игры приводятся в последовательности, отражающей их тематическую связь друг с другом, а внутри тематической группы — по возрастанию их сложности.
Комплекс игр.
«Загадывание предмета с помощью пары других предметов». «Отгадывание предмета по паре других предметов». «Перехват закодированных сообщений». «Передача закодированных слов по “испорченному телефону”». «Поиск ассоциаций». «Передача ассоциаций по цепочке». «Самостоятельное составление ассоциативных цепочек». «Перечень возможных ошибок в восприятии предмета». «Передача по цепочке ошибок в восприятии предмета». «Перечень возможных использований предмета в детской игре». «Поиск сравнений». «Передача сравнений по цепочке». «Поиск эмоционально адекватных образов». «Определение смысла ситуации по заданному образу». «Добавление к предмету новых функций». «Смешивание признаков разных предметов». «Формулировка вопросов по двум заданным словам». «Формулировка необычных вопросов о предмете» «Последовательные превращения предметов». «Поочередное изменение признаков предмета». «Окончание предложений или коротких рассказов». «Поиск промежуточных событий». «Перечень следствий события». «Передача следствий событий по цепочке». «Поиск причины по двум следствиям». ( СМ. приложение.)
Выводы: по результатам эксперимента можно сделать следующие выводы дети активно включаются в работу, игровые упражнения способствовали более эмоциональному контакту учителя и учеников. Кроме того, отмечалось высокое проявление инициативы со стороны детей, причем как среди хорошистов, так и среди неуспевающих. На уроках у детей отмечалось применение нестандартных приемов решения задач. Работы детей очень разнообразны, каждый по-своему увидел и представил картину решаемой задачи, которую потом и изобразил в своих рисунках.
2.3.Контрольный эксперимент.
Использование методики: изучение оригинальности решения задач.
Результаты исследования.
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
Дима Ф | 5 |
Саша К | 4 |
Даша К | 5 |
Денис П | 4 |
Ольга С | 4 |
Илья П | 5 |
Дима Н | 3 |
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 35/7= 5.
Таким образом, коэффициент оригинальности после проведения формирующего эксперимента составил 5 баллов. Что, является высоким показателем для детей данного возраста.
Таким образом, увеличение показателей оригинальности выполнения учениками заданий позволяет нам сделать вывод о том, что использование игровых методов для развития воображения становиться важной формой развития психики детей школьного возраста.
Кроме того, игровой метод способствовал снятию коммуникативных барьеров между педагогом и учениками, и способствовал развитию дружеских отношений.
Заключение.
В данной работе мы провели изучение возможности развития творческого мышления у детей сирот младшего школьного возраста, в игровой деятельности.
Проблема исследования творческого воображения и использование его в обучении является одной из самых актуальных в современной психологи и педагогике. Мышление детей становиться одним из самых ведущих механизмов развития способностей у детей. Кроме того, умственное развитие у школьников способствует становлению творческих способностей, появлению нестандартных решений, более глубокому усвоению школьной программы.
Исходя из индивидуально психологических особенностей детей младшего школьного возраста можно сказать что игра выполняет ряд важных функций : содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности, отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению; обогащает эмоциональную сферу школы выявляет и развивает творческие способности учащихся.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: игровая деятельность не являясь ведущей в данном возрасте, вместе с тем становиться важным фактором умственного развития в младшем школьном возрасте.
Игровая деятельность становиться дополнительным фактором способствующим развитию психических процессов в младшем школьном возрасте.
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Деловая риторика»– Ростов-на-Дону 2002г. 235с.
2. Газман О.С. Харитонова Е.Н. В школу с игрой. М., 1991.-- 96 с.
3. Грейс Крайг, Дон Бокум. «Психология развития» 9-е издание– Питер 2005г. -456 с.
4. Давыдов Н.А., Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Элементы педагогического менеджмента в процессе обучения специалистов. 1992.-212 с.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. «Психологический словарь справочник»– М 2001г. -321с.
6. Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопр. психол. 1990. № 6.
7. Игры, обучение, тренинги, досуг./ Под ред. Е.Г.Розанова. М., 1994 -456 с.
8. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г.-344 с. Психическое развитие младшего школьника / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.-234с.
9. Куницына В.Н; Казаринова Н.В; Погольша В.М. «Межличностное общение» учебник для вузов. Питер 2003г- 344 с.
10. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения – М., 2002г.-432 с
11. Прихожан А.М. Психология сиротства. М.- 2005- 400с.
12. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Метод. разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М.1995.-234 с.
13. «Педагогический энциклопедический словарь» Главный редактор Б.М. Бим-Бад. – М 2002г.
14. «Психология» словарь – М 1990г. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского.
15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. -341с
16. Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.-571с.
17. Самыгин С.И. Педагогика (четвертое издание) – М., 2005г- 145 с.
18. Ситаров В.А. «Дидактика»
19. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М.: Изд. центр "Academia", 1994. -324 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогика – М., 2005г.-409с.
21. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995.-223 с.
22. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.-345 с
Приложение.
Комплекс игровых упражнений умственного развития детей сирот.
Загадывание предмета с помощью пары других предметов. Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, существо), например змея. Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание признаков которых по возможности однозначно бы его определяло, т. е. как бы замаскировать, закодировать его другими предметами. В данном случае могут быть названы, например, горная дорога и кожаное портмоне (синтез некоторых их признаков: удлиненности, узости и извилистости дороги и особенностей поверхности портмоне — являются признаками змеи) или ручей и мышь (длинное извивающееся и подвижное, живое, с головой, глазами), или веревка и ветер (удлиненное и извивающееся) и т. д. В течение ограниченного времени (5 или 7 мин) следует найти как можно больше вариантов такого загадывания и выбрать наилучший. Предложенные участниками игры ответы обязательно обсуждаются и обосновываются. По результатам обсуждения определяется победитель, а также формулируется наиболее точный и оригинальный ответ, который может быть продуктом коллективного творчества.