2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы,
3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода;
4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры;
- воспитательные:
1) воспитание эстетического вкуса учащихся;
- дидактические:
1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений;
2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.
Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе.
Классификация уроков
Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы занятий.
1. Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три типа уроков:
- уроки изучения художественных произведений;
- уроки изучения основ теории и истории литературы;
- уроки развития речи.
2. Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова). Они выделяют следующие типы:
- уроки первоначального усвоения нового материала;
- уроки комбинированные;
- уроки закрепления изученного материала;
- уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
- уроки проверки и оценки знаний.
В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.
В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков, принятая в дидактике.
И.К. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов:
- уроки в виде лекций;
- уроки в виде беседы;
- уроки-экскурсии;
- киноуроки;
- уроки самостоятельной работы учащихся;
- уроки с разнообразными видами лекций;
- лабораторные занятия.
Мы предлагаем использование урока-лекции с сообщениями учащихся и урока самостоятельной работы.
Уроки по изучению лирики можно рассмотреть в связи с их формой и содержанием.
По форме уроки можно классифицировать следующим образом:
1)Урок-лекция
В современной педагогике понятие «лекция» означает не просто чтение заранее подготовленного конспекта, а устное изложение значительного по объему материала с использованием приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках учитель ограничивается анализом одного, указанного в программе стихотворения. Отсюда – скудность вызываемых ассоциаций, неумение видеть за поэтическим произведением поэзию в целом. Нередко работа над поэтической речью, над словесным образом сводится лишь к перечислению эпитетов, метафор или сравнений.
Предлагаемая нами методическая часть содержит три урока по теме «Акмеизм», одним из которых является лекция с сообщениями учащихся.
Лекция помогает ученикам вырабатывать самостоятельность мышления, развивает умение отбирать и интерпретировать изложенный материал, выстраивать систему знаний. Образцовая речь учителя способствует формированию навыка логического изложения и литературного строя речи. Лекция предусматривает строгий детальный план изложения; она экономит учебное время и поэтому является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации.
Р.У. Илина в своей статье «Лекция на уроке в старших классах» (9;37) предлагает свою классификацию вариантов лекций:
- вводные лекции, предваряющие изучение курса;
- лекции обзорные, предшествующие анализу литературного произведения;
- обобщающие лекции, подводящие итог изучению произведения или монографической темы;
- лекции, связанные с вопросами теории литературы.
Лекция в широком смысле слова представляет собой сочетание следующих этапов:
- организационного момента,
- постановки цели,
- актуализации знаний,
- сообщения знаний и усвоения их учащимися,
- обобщения и систематизации знаний,
- определения домашнего задания.
а) собственно лекция
На этом уроке учитель рассказывает о жизненном и творческом пути автора, истории создания; дается образец анализа.
б) урок-новелла
Урок строится по принципу повествования о писателе и произведении. Материалом для урока может служить только произведение, небольшое по объему и имеющее интересную и важную для анализа произведения историю создания. Урок-новелла – это монолог учителя, но от обычной лекции он отличается сюжетностью, особой интонацией, а главное – образностью рассказа, напоминающего художественное произведение.
в) урок-путешествие в мир поэта
На данном уроке учитель пробует совершить с учениками такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности поэта, а через нее – к самому творчеству (см. 10).
г) урок - лекция с сообщениями учащихся
На этих занятиях лекция учителя чередуется с заранее приготовленными сообщениями учащихся. Подобный тип урока рассматривается в практической части данной работы.
2)Урок-беседа
Анализ лирического произведения проходит в форме беседы учителя с учениками; в ее основе – хорошо продуманная система вопросов, которая предполагает их логическую связь, способствует усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся, т.к. легкие вопросы не стимулируют активную познавательную деятельность.
Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Беседа эвристического характера (частично поискового) нацелена на исследовательскую деятельность учащихся, на решение проблемных ситуаций, в то время как беседа репродуктивного характера предполагает сознательное усвоение знаний учащимися (критерием усвоения является правильное воспроизведение знаний).
Успех беседы зависит от контакта с классом. И.П. Подласый отмечает, что «… беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства» (25; 340).
3)Урок-семинар
Работа на уроке представляет собой групповую или индивидуальную деятельность учащихся. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения о рассматриваемом лирическом произведении, но и найти решение проблемы. Таким образом, особенностью данного типа является проблемная постановка вопроса.
Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.
Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:
- организационный момент,
- постановка цели,
- выдвижение проблемы и ее обсуждение,
- обобщение знаний и определение домашнего задания.
4)Урок-дискуссия
На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока – предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала, закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.
Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.
В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.
5)Урок-концерт
Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и порядке следования стихов необходимо тематическое единство.
Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).
6)Урок-композиция
Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой Е.В. «Стихи живые сами говорят»
(см.10).
По содержанию мы выделяем следующие уроки:
1) Урок-«монолог»
Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.
2)Урок изучения основ теории литературы
На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.
3)Урок работы над критическим материалом
Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.