Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии» воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему миру человека, к состоянию его души.
В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается стремление к самоанализу».
В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко – литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и проблематике произведений.
В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.
Правильное и систематическое изучение лирических произведений способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную, почувствовать свою связь с историей.
Основными целями изучения художественного произведения в школе мы видим следующие:
воспитательные:
- становление духовного мира учащихся;
- воспитание эстетического вкуса учащихся;
- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;
- создание условий для формирования внутренней потребности личности в самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей; образовательные:
- формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;
- формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере художественной литературы;
- развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала, его первоначального анализа);
- формирование представления о мировой литературе и мировом литературном процессе;
- ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование целостного и многогранного видения литературного процесса.
Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_
Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.
1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств;
2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический сюжет как развитие переживания, мысли;
3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и автором;
«В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной) может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания» (2;43).
4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;
5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи; 6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех элементов стиха для понимания общей идеи:
7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл, определяющие музыкальность стиха.
«У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).
3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения
Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.
У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие, такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.
Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.
Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей: «Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики:
эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово» (10;17).
На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы:
- по вопросам, предлагаемым учителем;
- по схеме анализа для самостоятельного разбора;
- с привлечением критических и литературоведческих статей;
- с использованием межпредметных связей;
- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора;
- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов;
- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;
- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)» (3; 4);
- сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;
- составление словаря стихотворения и т.п.
Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.
«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы», «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32; 15).
Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными. Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).
Существуют определенные аспекты анализа лирики:
1) жанровый аспект;
2) композиционный аспект;
3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).
А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста» рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному. «Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…» (3; 3).
Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ – это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе «медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую».
Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.
В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы.