3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.
тип урока: лекция с сообщениями учащихся.
методы: - репродуктивный (лекция);
- эвристическая беседа;
- исследовательский (сообщения учащихся).
эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»
(О. Мандельштам).
4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»
Этапы урока, Время | Тип урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Домашнее задание | Заметки по ходу урока |
Организационный момент (1,5 мин) | Лекция с сообщениями учащихся | Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока. | Слушают, записывают тему урока. | Прочитать в учебнике Агеносова в разделе «Модернизм» главу об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения (5 мин.) о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама | Перед уроком необходимо посмотреть сообщения учащихся |
2.Слово учителя, изложение нового материала (15 – 20 мин.) Вопрос классу | Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова. 1911 год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге. – Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»? - Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем – - А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие. - На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм. - Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности. - Вспоминает Анна Ахматова: «Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова «расцвет», «цветение» были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово «вершина» («acme»). Так родилось слово «акмеизм». - Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова – «острие». Он говорил, что «акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии». - Было предложено и еще одно название – « адамизм». Поэты считали, что современный человек должен уступить место «новому Адаму», с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир. - Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений. - Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности. - 1912 год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий. - Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»? - Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой. - Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность. - 1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы. - Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом. - Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном: - очищение слова от наносных смыслов, - отказ от эффектных рифм, - точность поэтического образа, - четкость композиции. Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только. - Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу). - Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры: Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века». - Но уже к началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки. Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба. | Отвечают на вопрос Записывают в тетради Записывают Записывают Записывают Записывают Записывают в тетради Записывают | 1911 год Название «Цех поэтов» вынесено на доску Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску Черты акмеизма вынесены на доску На доске записаны значения слова «acme» На доске – дата, название журнала На доске – название статьи, год | ||
3.Сообщения учеников (15 мин.) | А теперь послушаем сообщения о творчестве поэтов – акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет (показывается портрет) и послушали в его исполнении стихотворение «Словно ветер страны счастливой» (включается запись). -сообщение ученика о Н. Гумилеве. Следующий портрет – Анны Ахматовой и запись с ее голосом. - сообщение ученика об А. Ахматовой – Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем. | Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов | |||
4.Выводы по уроку, домашнее задание (5 мин.) | А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения. | Ученики отвечают (можно с конспектом). | К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева, «Я пришла к поэту в гости», «Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама | Названия стихотворений – на доске. |
В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему «Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.
Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.
Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе материала, способствует формированию целостного и многогранного видения истории художественной культуры XX века.
Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе. Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.
На уроке мы использовали следующие виды деятельности: конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.
Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа произведения.
1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.
2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.
3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.
4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.
5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.
6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.
7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. // Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.
8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.
9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.
– 1986. - №3. – с.36-41.
10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990.
11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для
пединститутов. - М., 1979.
12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. – 2000.
13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:
Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.
14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –
с. 216-230.
15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. - 1989.
16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.
17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.
18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.
19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.: Просвещение. – 1984.
20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения // Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.