Смекни!
smekni.com

Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра камерной музыки (стр. 5 из 6)

Анализ репертуара для восприятия музыки детьми дошкольного возраста в программе “Музыкальны шедевры”

Возраст детей

Музыкальные жанры

Камерная музыка

Симфоническая музыка

Оперная музыка (фрагменты)

Балетная музыка

(фрагменты)

вокальная

инструмен

тальная

Младший

Свиридов “Романс”, Шуман “Маленький романс”,

Майкапар “ Романс”, “Со вьюном я хожу”, “Ходила младешенька по борочку” в обр. Римского-Корсакого, Чайковский “Итальянская песенка”, “Старинная французская песенка”, “Немецкая песенка”, русск. Нар. Песенки “ Зайчик”, “Сорока”, “Лиса”, “Андрей-Воробей”.

Бах “Ария” и “Менуэт”, Моцарт “Турецкое радио”, Бетховен “Соната ре-минор №17”, 3-я часть, Гайдн “Соната ре-минор №7”, Чайковский “Октябрь”, “Детский альбом”, Майкапар “ Полька”, “Вальс”, Гречанинов “Мазурка”, “Вальс”, Глинка “Вальс-фантазия”, Чайковский “Мазурка”, “Полька”, “Вальс ля-бемоль мажор”, Шопен “Вальс №17”, Моцарт “Менуэт”, Бетховен “Менуэт”, Сен-Санс “Карнавал животных”, Свиридов “Альбом для детей”, Шуман “Альюом для юношества”, Прокофьев “Детская музыка”, Бах “Шутка”

Вивальди “Концерт. “Весна – 1-я часть”, Бизе “Увертюра к опере “Кармен”, Россини Марш из увертюры к опере “Вильгельм и Телль”.

Глюк “Мелодия” (опреа “Орфей”), Глинка “Марш Черномора”,(опера “Руслан и Людмила”), Прокофьев “Марш” (опера “Любовь к трем апельсинам”), Римский-Корсаков “Океан-море синее” (опера “Сказка о Царе Салтане”).

Прокофьев “Кузнечики и Стрекозы” (балет “Золушка”), Прокофьев “Фея Зимы” (балет “Золушка”), Чайковский “Неаполитанский танец” (балет “Лебединое озеро”), Чайковский “Вальс цветов” (“Щелунчик”), Чайковский “Вальс” (балет “Спящая красавица”), Стравинский “Русская” (балет “Петрушка”).

Старший

“Во поле береза стояла” обр. Римского-Корсакого, “Во поле березонька стояла” обр. Гурилева, “Голова ль ты моя головушка”, обр. Римского-Корсакого, Чайковский “Русская песня”, Абаза “Утро туманное”, Чайковский “Романс”, Шостакович “Романс”, Свиридов “Романс”, Шуберт “Серенада”, Рахманинов “Вешние воды”. Русск. Нар. Песни: “Однозвучно гремит колокольчик”, “Дубинушка”, “Вдоль по Питерской”, “Эй, ухнем”, “Дремлят плакучие ивы”.

Бах “Гавот”, “Полонез”, Моцарт “Соната для фортепиано№11, 1-я часть”, Шуберт “Соната ля мажор 1-я часть”, Бородин “Ноктюрн”, Григ “Ноктюрн”, Шопен “Ноктюрн”, Чайковский “Вальс”, Прокофьев “Вальс”, Майкапар “Менуэт”, Моцарт “Менуэт ре-мажор”, Шостакович “Вальс”, “Полька”, “Гавот”, Чайковский “Ноябрь”, “Подснежник”, Григ “Птичка”, Бетховен, Штраус “Марш”, Мендельсон “Свадебный марш”, Григ “Бабочки”, Глинка “Жаворонок”, Штраус “Королевский вальс”, Шопен “Мазурка фа минор”, Свиридов “Старинный танец”, Брамс “Венгерский танец”.

Рахманинов “Концерт для фортепиано с оркестром№2 1-я часть”, Моцарт “Симфония №40”, Бетховен “Симфония №9, Финал”, и “Симфония №7 2-я часть”, Гайдн “Менуэт. Симфония №45. Прощальная”, Моцарт “Менуэт. Симфония №40”, Чайковский “1-я симфония. Зимние грезы, 2-я часть”, Бетховен 6-я симфония, 4-я часть. Гроза”, Бетховен “Финал концерта для фортепиано с оркестром №5”, Прокофьев “Гавот. Классическая симфония”, Моцарт “Концерт для скрипки с оркестром №4”, Вивальди “Концерт Осень”, “Концерт Лето”, Рахманинов “Концерт для фортепиано с оркестром №2 1-я часть”, Вивальди “Концерт для флейтыс оркестром соль минор”, “Концерт для скрипки с оркестром соль минор”, Моцарт “Концерт для флейты, арфы и оркестра до мажор, 1-я часть”, Прокофьев “Симфоническая сказка. Петя и Волк”, Россини “Марш из увертюры к опере “Сорока-воровка”.

Чайковский “Марш” (опера “Пиковая дама”), Верди “Марш”, опера “Аида”, Римский-Корсаков “Полет шмеля” опера “Сказка о царе Салтане”, Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”, вступление к опере “Хованщино”, Прокофьев “Вальс-опера “Война и мир”.

Чайковский “Марш” Балет “Щелкунчик”, Прокофьев “Гавот” балет “Золушка”, Прокофьев “Фея осени”, “Фея весны” балет “Золушка”, Стравинский “Масленица” балет “Петрушка”, Прокофьев “Бой часов” балет “Золушка”, Прокофьев “Вальс” балет “Золушка”, Прокофьев “Кузнечики и стрекозы” балет “Золушка”.

Сравнительный анализ программ ПВО и “Музыкальные шедевры”

Параметры

сравнения

Типовая программа

Музыкальные шедевры

Соотношение отдельных жанров в репертуаре программы

Значительное преобладание камерной музыки в репертуаре, причем в младшем возрасте большая часть музыки – вокальная, а в среднем и старшем возрасте большая часть предлагаемого репертуара – инструментальная музыка. Всего три произведения оперной музыки и один фрагмент балета рекомендуется для прослушивания в подготовительной группе. Отсутствие симфонической музыки в репертуаре программы.

Равное соотношение жанров камерной, вокальной, камерной, инструментальной, оперной и балетной музыки. Симфоническая музыка в младшем дошкольном возрасте представлена тремя произведениями, а в старшем дошкольном возраст имеет преимущественное значение по сравнению с другими жанрами.

Соотношение русской и зарубежной музыки в репертуаре

Явное преобладание в репертуаре произведений советских композиторов (Кабалевского, Прокофьева, Хачатуряна, Леви, Свиридова, Шостаковича и др.) и русской классики (Глинка, Чайковского, Римского-Корсакого, Рахманинова). Недостаточное внимание уделено зарубежной классике.

Среди представленных в программе произведений зарубежных композиторов лишь: в среднем возрасте – “Колокольчики звенят” Моцарта,

В старшем возрасте – “Мальчик-замарашка” фин. нар. мелодия, “Смелый наездник”, “Веселый крестьянин” Шумана, “Колыбельная” Моцарта.

Распределение русской и зарубежной музыки в репертуаре программы является равномерным.

Преобладание музыки отдельных композиторов в репертуаре

Преобладает музыка Тиличеевой, Попатенко, Красева, Чайковского, Кабалевского. Остальные композиторы представлены одним- тремя произведениями.

В репертуаре не наблюдается преобладание отдельно взятых композиторов.

Наличие детской тематики в различных жанрах

Широко представлена детская тематика в жанре камерной музыки во всех возрастных группах.

Только в среднем и старшем дошкольном возрасте репертуар камерного вокала перенасыщен общественно-политической тематикой, которую мы не стали указывать в таблице анализа репертуара: “Смело товарищи в ногу”, Наш Ленин”, и др.

Репертуар перенасыщен взрослой тематикой, особенно в старшем дошкольном возрасте. Детская тематика представлена несколькими произведениями: “Зайчик”, “Сорока”. “Лиса”, “Андрей-воробей” , Свиридов “Альбом пьес для детей” и др.

Вывод: Наиболее широко жанровое разнообразие представлено в программе Радыновой “Музыкальные шедевры”, причем соотношение жанров в данной программе примерно одинаково. Камерная музыка представлена широко в двух анализируемых программах (ПВО, “Музыкальные шедевры”), но в программе ПВО почти нет зарубежной музыки и преобладает музыка отдельных композиторов, а в программе “Музыкальные шедевры” мало детской тематики.

2.2. Характеристика музыкального произведения, принадлежащего к жанру камерной музыки.

Типовая программа обучения и воспитания в детском саду рекомендует для прослушивания с детьми старшего дошкольного возраста музыкальное произведение П.И.Чайковского “Неаполитанская песенка”, которое относится к жанру камерной музыки. Это произведение можно отнести и к танцевальному жанру, потому что мелодия ярко выражает национальный итальянский танец – тарантеллу.

По характеру исполнения – веселая, живая, энергичная, задорная пьеса переносит слушателей в Италию, которая славится своими темпераментными танцорами. Ясно слышны итальянские народные ритмы и интонации, итальянские народные инструменты – гитара и кастаньеты.