(середина 18-начало 19 вв.)
Середина 18 – начало 19 вв. – время бурных социальных и политических пере-мен. В это время во многих странах (сначала в Голландии, потом в Англии, а чуть позже и во Франции) происходит промышленный переворот. Сословное средневековое общество базировалось на четкой регламентации всей жизни и производства, фиксированной принадлежности человека к той или иной катего-рии населения, на верховенстве церкви в духовной жизни и абсолютной власти короля. Теперь оно разрушается. Традиционный общинно-цеховой уклад сме-няется господством товарного производства, рынка. Огромные средства, выка-чиваемые Старым Светом из колоний, легли в основу капиталов, положивших начало индустриализации. Феодальные привилегии, королевская власть, цер-ковная монополия на духовную жизнь, оказались подорваны. Выбитый из при-вычных рамок человек вдруг ощутил себя хозяином своей судьбы. Повезет – можно разбогатеть и подняться наверх. А не повезет – будешь нищим и обездо-ленным. Новая протестантская этика способствовала росту в людях духа инди-видуализма, предприимчивости, хозяйственной инициативы. Не случайно имен но протестантский север Европы (Голландия, Англия) шел в авангарде нового, буржуазного общества, оставляя позади великие феодально-католические дер-жавы прошлого (Испанию, Австрию).Все эти процессы – кризис старого соци-ально-политического устройства, развитие науки и техники, падение авторите-та церкви – получили наиболее яркое отражение и осмысление в философии «Просвещения». Идеи Просвещения зародились в Англии в 17 столетии (век английской революции, Эпоха Исаака Ньютона и Джона Локка). Оттуда они попали во Францию, где были развиты и радикализированы французскими про-светителями: Вольтером, Дидро, Гольба-хом, Гельвецием, Монтескье и др. Просветители верили, что любой человек, опирающийся на здравый смысл, рассуждающий рационально и критически, способен осознать свои интересы, увидеть «неразумность» религии, несправедливость сословных привилегий. Разумность и естественность во всем, вера в лучшее будущее и критика насто-ящего – такова была боевая программа просветителей. Из Франции идеи Просвещения распространились по всему миру, охватили Германию, Италию,
7
Америку, Россию. Но надежды мыслителей на то, что появятся «просвещенные монархи», способные провести нужные реформы (отменить сословные привилегии и власть церкви, ограничить законом собственный произвол), не сбылись. [19, с. 595] Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем, в 19в. Идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называ-ли выдающихся распространителей научных знаний.
Среди представителей «Просвещения» встречались материалисты и иде-алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божест-венного проведения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбеж-ный прогресс человечества, другая – рассматривала историю как общественный регресс.Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали боль-шинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуа-лизм поразительным образом уживался с коллективистскими идеями, выдвину-тыми некоторыми провозвестниками коммунизма. Именно разномыслие про-светителей, объединенных общими идеалами и целями, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончае-мых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической де-мократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилисьв 19 и 20вв.
Итогом Просвещения стала волна революций. Сначала грянула револю-ция в североамериканских колониях Англии (1775-1783гг.), послужившая к об-разованию США. Затем наступил черед Великой Французской революции (1789 -1794гг.). Место монарха в Париже заняли избранные народом предста-вители, была принята конституция, провозглашалось равенство граждан перед законом. Мечты просветителей стали явью и перевернули всю жизнь европей- ских обществ, открывая перед ними невиданные перспективы. Античная куль-тура в качестве высшей инстанции рассматривала космос, средневековая – Бо- га. Новое время, выросшее из Ренессанса, своим абсолютом провозгласило че- ловека. Вера в Творца постепенно теряет свою силу, природа воспринимается прежде всего как источник необходимых ресурсов. Властелином мироздания
8
объявляется человек. На смену средневековому теоцентризму приходит антро-поцентризм (от греч. «антропос» - «человек» и лат. «центрум» - «центр круга») – мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Слова древнегреческого драматурга Софокла: «Много в мире сил вели-ких, но сильнее человека нет в природе ничего»,- стали подлинным деви-зом Нового времени. [19, с. 596] Обычно историки разделяют Новое время на несколько периодов. Начальный длился немногим более столетия (середина 17 – последняя треть 18вв.). Промышленный переворот, начавшийся в последние десятилетия 18 века, и Великая французская революция, открывшая эпоху массовых народных революций в Европе, открыли второй период – период победы капитализма в Европе, обуржуазивания монархий, перехода великих держав к созданию колониальных империй. Второй период нового времени тоже продолжался около ста лет и закончился к 1870 году. Тогда европейские державы разделили весь мир, подчинили себе отдаленные земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914-1918гг.) служит конечным рубежом этого периода, внесшего очень важные изменения в соотношение сил в мире, в идеологию людей, в их быт, образ жизни и т.д.
Новое время в истории человечества еще не закончилось. Либерально-промышленная цивилизация со всеми ее несомненными доблестями и очевид-ными пороками все еще является главной силой в современном мире. История ее развития – это история человеческого общества на протяжении трех с поло-виной столетий. Новое время –эпоха торжества разума и науки. Средневековая культура стремилась согласовать веру и разум или даже подчинить разум вере. Напротив, Новое время отменяет авторитет веры, все подвергает критике, ут-верждает безграничные возможности рационального познания. Для Нового времени характерен всеобъемлющий религиозный кризис (дискредитация рели-гиозного сознания). С чем связано это явление? Прежде всего с бурным разви-тием науки. Казалось, что она может ответить на все мыслимые вопросы и дать человеку все, что ему нужно. Зачем тогда Бог? Поэтому религию объявили чем-то устаревшим, бесполезным, бездоказательным. В связи с дискредитацией и падением старых порядков церковь была объявлена реакционной силой. Фрид-рих Ницше назвал «смерть Бога» важнейшим событием последних столетий. Великие изобретения конца 18 - начала 19вв. превратили Европу в небольшое пространство, насыщенными железнодорожными и пароходными линиями, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью.
9
Казавшиеся еще несколько десятилетий назад «медвежьим углом» отда-ленные районы включались в процесс промышленного развития, выбивая пос-ледний козырь из рук феодальной власти. В конце концов и ей пришлось, забыв о своем происхождении, включиться в гонку за прибылью. Героическая средне-вековая эпоха ушла безвозвратно, расчистив место таким прозаическим вещам, как налоги и бюджет, тарифы и акцизы, биржи и аукционы. Религией стала тех-нология. К середине 19 века промышленная цивилизация завоевала главенство в Европе. Добыча угля, уровень выплавки чугуна, протяженность железных до-рог были теперь показателем развития государства. Придя к власти, европей-ская буржуазия принесла с собой совершенно новую идеологию, чем та, что су-ществовала раньше. Во многом ее породила эпоха Возрождения. Буржуазное общество подняло, основываясь на очень популярной в 17-18вв. античной тра-диции и наследии «просветителей» (Руссо, Вольтер, Локк и др.), идею народо-властия, республики. В период Нового времени современникам стало ясно, что политическая система индустриального общества может быть основана как на монархическом, так и на республиканском устройстве, при условии, что прави-тельство ответственно перед избранниками народа. И конституционные монар-хии (Англия, Япония), и парламентские республики (ныне Германия и Италия) и президентские республики (США, Франция) являются вполне приемлимыми, ибо основаны на праве граждан избирать своих представителей и на системе разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (прави-тельство) и судебную, независимые друг от друга. Такие формы политического устройства были выработаны в Новое время.
Аристократия, бывшая феодальная знать, в первый период Нового време-ни еще пыталась восстановить свое влияние и стала родоначальником консер-вативного направления. Консерваторы выступили против резких изменений от-ношений в обществе, в политических системах, за сохранение традиций поли-тической и культурной жизни. Их внешняя политика была направлена на про-тиводействие стремлению народов колоний добиться независимости. Со второй половины 19 века часть торгово-промышленного класса стала склоняться к кон- серватизму (Бенджамин Дизраэли), подчеркивая необходимость сильной влас-ти. Другим важным направлением общественной мысли Нового времени явля-ется либерализм. Он традиционно отстаивает свободу предпринимательства, парламентский строй и право человека на свободное выражение мыслей. Либе-ральное направление наиболее ясно отражает идеологию эпохи, начавшейся во второй половине 17 века, оно пользуется поддержкой интелигенции. Именно