14
помещение приюта,как единственное пригодное в Станце под лазарет, и приют был закрыт. С 1799 года Иоганн Генрих Песталоцци начинает проводить экспериментальную работу в школах города Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе. В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале 19 века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как научить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения, используя которые, каждая мать смогла бы обучить своего ребенка. В1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии – в Ивердон (немецкое название - Ифертен)и в предоставленном ему замке создал большой институт ( средняя школа и педагогическое учебное заведение ) , который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность.Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение – «Лебединая песнь» (1826), в котором подвел итоги своей педагогической работы и стремился дать синтез всех своих педагогических исканий. [7, с. 148]. Песталоцци умер в 1827 году,так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения. Всю свою жизнь он отдал делу воспитания, жил часто впроголодь, отдавая последние скудные средства на основанные им педагогические учреждения. Он глубоко любил детей. Песталоцци является примером педагога,проявлявшего огромную энергию и настойчивость, сочетав-шего в течение долгой своей жизни теорию с практикой. Он был педагогом-де-мократом, глубоко любил свой народ и искренно стремился улучшить его тяже-лое положение, облегчить жизнь бедных.
У могилы Песталоцци к столетию его рождения был сооружен памятник,
15
на котором выгравирована надпись:
«…Народный проповедник в «Лингарде и Гертруде».
Спаситель бедных в Нейгофе.
Отец сирот в Станце.
Основатель народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее.
Воспитатель человечества в Ивердоне.
Человек, христианин, гражданин.
Все для других, ничего для себя». [7, с. 148]
Выводы по первой главе:
1. Философские взгляды Песталоцци сложились в 60-70 годах 18 в., в период назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, - экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны.
2. Огромное влияние на становление философских и педагогических взглядов И.Г.Песталоцци оказали педагогическая деятельность Ж.Ж. Руссо и его труды «Эмиль» и «Общественный договор».
3. Мировоззрение Песталоцци являлось в целом идеалистическим, но имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.
16
Глава 2. Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци
2.1. Философские и педагогические взгляды Иоганна Генриха Песталоцци
Филосовские взгляды Песталоцци сложились в 60-80 годах 18 века, в пери-од назревания буржуазной революции и роста демократического движения во Франции, оживления культурной жизни в Германии. На них сказались, с одной стороны, эти сдвиги в общественной жизни Европы того времени и, с другой стороны, - экономическая отсталость Швейцарии и слабость буржуазии этой страны. Только что появились произведения Руссо «Общественный договор» и «Эмиль». На молодого Песталоцци они произвели огромное впечатление. Он вспоминает в «Лебединой песне», что был доведен « до высшего энтузиазма» книгой Руссо «Эмиль». Ему казалось, что только в свете «великих идей Руссо искаженное домашнее и общественное воспитание всего мира и всех сословий может найти себе исцеление». Большое влияние Руссо сказалось на демократиз-ме, которым горел с юности Песталоцци, на первом произведении Песталоцци «Вечерние часы отшельника»(1780г.), на его философском трактате «Мои ис-следования о ходе природы в развитии рода человеческого» (1797г.), сама тема которого навеяна мыслями Руссо. Подобно последнему, Песталоцци противо-полагает два состояния человеческого рода – «естественное состояние» и «об-щественное состояние», которое является будто бы «ограничением естествен-ного» [7, с. 149].
Но философские и социологические взгляды Песталоцци сложились не только под влиянием Руссо, а представляют собой сложный продукт перекрест-ных влияний швейцарской действительности того времени, Французской бур-жуазной революции 18 века, Руссо и немецкой философии (Лейбница-Вольфа,Канта, Фитхе). В юности своей в Каролинском коллегиуме Песталоцци получил систематическое философское образование, причем, как отмечено выше, один из любимейших его профессоров (Брейтингер) был сторонником философской системы Лейбница-Вольфа. И действительно, эта система оказала на развитие философских и педагогических взглядов Песталоцци огромное влияние. Мысли Песталоцци относительно теории познания, этики и религии во многом близки к установкам Лейбница. Иоганн Генрих говорит о возвышении духа от смутных наблюдений до ясных понятий и в некоторой
17
степени на этой, повторяющей Лейбница, мысли строит основное понятие Песталоцци большую роль играет саморазвитие, нравственные силы и их совершенствование, любовь и активная деятельность. Песталоцци считает, что в каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой, - формулировка, близкая к учению Лейбница о саморазвитии монад. Нравственность, по Песталоцци (как и по Лейбницу), - это деятельная любовь к людям; эта же деятельная любовь к людям составляет, по взглядам Песталоцци, и сущность религии. Одно из писем Иоганна Генриха Песталоцци (1794г.) говорит нам о влиянии философии Канта на развитие его взглядов, в котором он пишет, что «ход его опыта привел его по существу довольно близко к результатам кантовской философии». Близость к философии Канта особенно выявляется у Песталоцци в его понятии «созерцания», положенном в основу обучения. По Канту, «всякое наше знание начинается с чувственного восприятия, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, который представляет высшую в нас инстанцию для обработки материала наглядных представлений и для подведения его под высшее единство мышления» [7, с. 149]. К этой идеалистической схеме позна-ния очень близко понимание Генрихом Песталоцци «созерцания». Последнее тоже начинается с чувственного наблюдения и восходит путем обработки пред-ставлений к идее, которая существовала у учащегося как образующая сила в не-ясном состоянии; эта априорная идея выявляется при помощи чувственного на-блюдения и обработки конкретных представлений. Самый термин «созерцание» Песталоцци заимствовал, повидимому, у Канта. Песталоцци считал, что познание – это выявление лежащих изначально во внутренней природе человека зародышей его развития, выявление всеобщих необходимых априорных элементов. В этом толковании сущности познания и в учении об элементах обучения – числе, форме и слове – Песталоцци в значительной степени приближается к учению Канта об априорных формах познания. Но сильнее всего близость к Канту сказалась у Песталоцци в его взглядах на нравственность и требовании воспитывать человека, в идее нравственного совершенствования и воспитании чувства долга.Мировоззрение Песталоцци носило демократический характер, но было исторически ограниченным. Песталоцци мечтал о возрождении своего народа, но наивно верил в возможность изменить жизнь труженников путем их просве-щения и воспитания. Он не понимал, что социальное и правовое неравенство людей в современном ему обществе является результатом существующих общественных отношений, видел источник народных бедствий не в эконо-
18
мических условиях, а в отсутствии просвещения. Утверждая, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества. Разреше-ние наболевших социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по его мнению,только тогда,когда в каждом человеке будут пробуж-дены и укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать толь-ко в процессе воспитания. Важнейшим средством воспитания и развития чело-века,по Песталоцци, является труд,который развивает не только физические си-лы, но и ум, а также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно явля-ется важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз. Пе-сталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, - говорил Песталоц-ци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» [7, с. 151]. Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Эта «деятельная любовь к людям» обуславливается и «естественной религией».К официальной религии и ее служителям Песталоцци относился отрицательно. «Обманщик, - обращается он к священнику,- с тех пор как мир существует, ты злоупотребляешь верой в Бога, чтобы склонить людей к глупому идолопоклонству… Ты махаешь знаменами убийства, как - будто они знамена любви». Познание, утверждал Песталоцци, начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы, но для своего выявления и оживления нуждаются в материале, доставляемом ощущениями. Мировоззрение Песталоцци является в целом идеалистическим, но оно имело прогрессивный характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и диалектические положения.