Умственное воспитание
Учение Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения. Взгляды Песталоцци на умственное об-разование определяются также его гносеологической концепцией, в основе ко-торой, как уже указывалось, лежит утверждение, что процесс познания начина-ется с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помо-щи априорных идей. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно осно-вываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощу-щения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. У человека, считал Иоганн Генрих Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бы-вают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных – определенными, из определен-ных – ясными и из ясных – очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно по-вышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями». Та-кая широкая постановка вопроса о двустороннем характере процесса обучения
23
была во времена Песталоцци исторически прогрессивной. Она не потеряла своего значения и поныне. Но Песталоцци иногда искусственно разобщал эти тесно связанные задачи и неправомерно выдвигал на первый план формальное развитие мышления ребенка. Осуществить умственное образование детей Пе-сталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к выводу о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладе-вает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью. Иоганн Генрих Песталоцци кардинально изменил содержание образования современной ему начальной школы, включив в него чтение, письмо, арифметику с начатками геометрии, измерение, рисование, пение, гимнастику, а также самые необходимые знания по географии, истории и естествознанию; сильно расширил учебный план началь-ной школы и создал свою методику обучения, которая помогает обогащать де-тей знаниями и развивать их умственные силы и способности.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться пра-вильных представлений об окружающем, развить мышление и речь. Песталоц-ци был знаком только с некоторыми учебными книгами Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же, собственно, я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной осно-вой всякого познания». Но Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем это было сделано у Коменского. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехо-да от части к целому. Такой путь обучения он пытался сделать универсальным, что является неправильным: в обучении может иметь место переход как от час-ти к целому, так и от целого к части. Обучение, по мнению Иоганна Генриха, должно идти в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он не может справиться. Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и
24
практические навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими явля-ется, по справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Песта-лоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указы-вал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой. В этом случае тотчас обнаруживаются всякие заблуждения, тогда как, наоборот, «при занятиях мнениями и книжными вопросами можно целую вечность пережевывать одни слова». Он считал, что школа, развивая способ-ности детей, наполняя их ум знаниями, должна обязательно прививать им уме-ние и навыки. От умения человека действовать, утверждал он, зависит возмож-ность осуществления того, чего требует развитой ум и облагороженное сердце человека. Умение действовать развивается специальными систематическими упражнениями, расположенными в порядке нарастающей трудности – «от на-выка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных».
Песталоцци отводил большую роль учителю. Учитель не только образо-ванный человек, подготовленный к тому, чтобы передать детям свои знания, его функции являются более сложными и ответственными. Он прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Ребенок от природы обладает деятельными силами, поэтому за-дача педагога дать учащемуся соответствующий материал, необходимый для упражнения этих сил. Это возможно только в том случае, если учитель будет строить все воспитание на основе знания физических и психических особеннос-тей учащихся.
Создание частных методик начального обучения. Исходя из своих общих дидактических положений, Песталоцци создал основы частных методик на-чального обучения. Задачей преподавания родного языка Песталоцци считал развитие речи ребенка и обогащение его словарного запаса. Он отстаивал зву-ковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в его время, когда еще господствовал буквослагательный метод. Песталоцци дал ценные указания по увеличению словарного запаса детей, тесно связывая обучение родному языку с наглядностью и с сообщением элементарных сведений по естествознанию, ге-ографии и истории. Однако на практике его уроки иногда сводились к формаль-ным упражнениям в составлении предложений, которые содержали перечисле-ние внешних признаков предметов. Путем утомительных и зачастую однооб-разных упражнений Песталоцци стремился развить в детях умение наблюдать,
25
устанавливать признаки предмета или явления, выработать навыки четкого и полного описания предмета. Сама мысль о положительном значении таких за-нятий верна, практическое же их выполнение часто носило формальный харак-тер. Для приобретения навыков письма, Песталоцци рекомендовал проводить предварительные упражнения в изображений прямых и кривых линий – элементов букв. Обучение письму он связывал с измерением предметов и рисованием, а также с развитием речи. Большое внимание он уделял орфографической правильности письма в первые годы обучения.
Для обучения измерению Иоганн Генрих предлагал брать сначала прямую линию, а затем угол, квадрат, деление его на части (половина, четверть и т.д.). Воспитатель должен показывать детям и называть различные геометрические фигуры. Они наблюдают их, усваивают их свойства и названия, учатся их изме-рять. Результаты измерений ребенок должен зарисовать. Эти упражнения явля-ются основой для обучения его письму.
Возражая против традиционной методики обучения арифметике, основан-ной на заучивании наизусть правил, Песталоцци предложил свой метод изуче-ния чисел, начиная с элемента каждого целого числа – единицы. На основе наг-лядных представлений, сочетания и разъединения единиц он дает детям совер-шенно ясное понимание свойств и соотношений чисел. Многие арифметичес-кие понятия должны уясняться во время игр. От изучения единиц дети перехо-дят затем к десяткам. Для обучения дробям Песталоцци брал квадрат и показы-вал на нем, принимая его за единицу, соотношение частей и целого. На основе этой идеи, последователями Песталоцци был введен в школьную практику так называемый арифметический ящик, используемый в некоторых школах до сих пор.
Песталоцци дал ряд указаний по преподаванию географии. Он ведет здесь своих учеников от близкого к далекому, от наблюдений окружающей местнос-ти в натуре к более сложным представлениям. Дети, знакомясь со школьным участком земли, со своей деревней, приобретают сначала элементарные геогра-фические представления, которые затем постепенно расширяются, и в итоге они должны получить представления о всей земле. При этом к начальным пред-ставлениям следует постоянно возвращаться при изучении далеких стран. Пе-сталоцци считал полезным соединение родиноведения с начатками естествозна-ния. Он рекомендовал лепить рельефы местности из глины, а уже затем перехо-дить к карте.