Смекни!
smekni.com

Основные понятия и определения предметной области информатизация образования (стр. 7 из 19)

8. развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

9. формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;

10. формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры.

4. Основы построения автоматизированных обучающих систем

Проблема создания и использования компьютерных учебных программ остается актуальной до сегодняшнего дня. Психологами установлен ряд надёжных принципов, которые нужно использовать пи разработке АОС.

· Обучение идет быстрее и глубже при проявлении обучаемым активного интереса к предмету

· Обучение эффективно, если формы приобретения знаний и умений могут быть перенесены в условия реальной жизни

· Обучение идет быстрее, если результат ответа узнается немедленно

· Программа по предмету должна быть построена по принципу последовательного изложения материала

· Трудности в изучении предмета должны возникать последовательно

· Построение процесса обучения нужно организовывать в соответствии с индивидуальными особенностями ученика

Решение многих из указанных проблем возможно только с использованием обучающих программ, однако это не заменяет учителя в классе. Цель системы - освобождение учителя от ряда сложных функций.

5. Типология прикладных и педагогических программных средств

- Обучающие программы – это организация изучения материала, его закрепление и проверка правильности самостоятельно выполненной работы. Содержат описания конкретных ситуаций вместе с указаниями, как следует действовать. Автоматизированное обучение с их помощью проводится двумя методами:

- пассивный метод обучения предусматривает одностороннее обращение ученика к ЭВМ для получения информации по теоретическим вопросам, изучение алгоритма решения задачи, оценку правильности самостоятельного решения. Информация на экране должна быть краткой и носить информационно – консультативный характер.

- активный метод обучения – это закрепление и проверка усвоения изученного материала в форме вопросов ЭВМ к ученику и его ответов. При неправильном ответе на экране указываются пути правильного решения.

В зависимости от методики процесса обучения программы делятся на линейные и разветвленные. В линейных при неправильном ответе на экран выводится сообщение об ошибке, содержание правильного ответа и может быть консультация. В разветвленных выводится сообщение об ошибке и теоретическая информация, наводящая на правильный ответ. Ученик вводит ответ в ЭВМ до получения правильного ответа или до нескольких ошибок.

- Программы-тренажеры – формирование и закрепление умений и навыков, а также самоподготовка учеников

- Контролирующие программы – это контроль уровня умений и навыков Их использование повышает эффективность обучения за счет достоверности оценки, производительность труда преподавателя

- Демонстрационные программы – это наглядная демонстрация учебного материала описательного характера. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают программы, использующие интерактивную графику

- Информационно – справочные программы – это базы данных, энциклопедии и др. Перспективы использования связаны с Интернет

- Программы для проблемного обучения – построены на принципах когнитивной психологии (метод проб и ошибок)

- Имитационные и моделирующие программы – это симуляция объектов и явлений в случае, когда явление осуществить невозможно или затруднительно. Учащиеся получают больше знаний при активном усвоении материала, воздействуя на объекты и явления

Игровые программы – основным видом деятельности в компьютерных играх является процесс принятия решения. Игра – это моделирование видов человеческой деятельности другими условными ситуациями. Игровая программа визуализирует воображаемые ситуации с разным уровнем сложности принимаемых решений. Недостаток – компьютерная наркомания

6. Средства создания обучающих программ

По виду представления учебного материала выделяют три основных вида:

1. Системы на основе линейного текста. Текстовый материал, разбитый на темы и страницы, содержащий рисунки, выдается в определенной последовательности, которую ученик не может изменить. Данные системы не предполагают текстовых программ, в лучшем случае они способны выставить за прочитанный, а не изученный материал. Этот тип мало подходит для реализации серьезных задач обучения (Например, текстовый редактор Word).

2. Мультимедийные обучающие системы. Позволяют объединить лекцию, демонстрацию, практику, тестирующую систему и остальные материалы в едином интерактивном компьютерном учебнике. «+» – освобождение учителя от каждодневных рутинных функций, повышение интереса обучаемых к предмету, «–» требуется аппаратная поддержка и большие объемы памяти (Power Point).

3. Системы на основе гипертекста. Гипертекст отличается от других подходов к управлению информацией ознакомлением с определенным предметом путем просмотра ряда информационных объектов, связанных по смыслу.

Справочная система Windows. Создание структуры данных на основе справочной системы Windows позволяет использовать уже реализованную систему. Файлы справочной системы могут содержать текст, графику и анимацию. Создание и изменение таких файлов требует специального ПО. Но созданные файлы запускаются с помощью программ, находящихся на жестком диске. Основной недостаток – невозможность изменения интерфейса.

3Б. Multimedia Tool Book. Используется для реализации интерактивного обучения, разработки гипер документов, программирования баз данных и без знаний. Разработана поддержка графического и звукового режима разных форматов, предусмотрен обработчик событий, использование библиотек динамической компановки (DLL) и стандарта DDE. Недостатки: ограниченный набор компонентов визуализации и большое количество меню.

3В. Пакет «Гипер Метод». Создание электронных каталогов, учебников и реальных изданий наCD дисках, систем помощи и публикации в сети Internet и др. С помощью этого пакета создана образовательная энциклопедия «Русский музей. Живопись», справочник «Российский Soft» и др. В пакете присутствуют возможности, необходимые для создания обучающих систем (анализ структуры и автоматическое генерирование гипертекста). Но отсутствует возможность контроля.

Лекция 4.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся

План лекции:

Рекомендуемая литература:

1. Интернет с нуля! Книга+видеокурс: [Учеб. пособие] / Под ред. Н.А. Домина.–М.: Лучшие книги, 2004. – 352с.: ил.

2. Гребенюк Е.И. Технические средства информатизации: Учебник для сред. проф. образования / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк.- 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-272 с.

3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 384 с.

1. Использование активных методов обучения на уроках информатики

Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить, «переварить» учащемуся. При этом увеличение объема учебной информации наблюдается во всех школьных дисциплинах: и в химии, и в физике, и в литературе, и конечно же в информатике. Так как «нормальный» ученик имеет пределы усвоения новой информации, то в педагогических кругах идет активное вопроса об изменении содержания школьных дисциплин. Под изменением содержания, с одной стороны, подразумевают уменьшение объема содержания, а с другой стороны, замену одних учебных тем другими, более важными для формирования компетентного человека.

За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности.

Очевидно, что переход от обучения «знаниями, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе.

Что скрывается за понятием активные методы обучения?

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль. Понятия «активное социально-психологическое обучение», «инновационное обучение», «интенсивные методы обучения» имеют похожее содержание. Называть эти методы «активными» не совсем корректно, поскольку пассивным методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, так как без нее обучение невозможно. Но степень этой активности неодинакова.

Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей».

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.