ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮНовосибирский государственный педагогический университет Математический факультетКафедра геометрии и методики преподавания математики МАКСИМЕЙКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНАДИПЛОМНАЯ РАБОТА Научный руководитель: Борисова А.М. Новосибирск 2007ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………... |
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей……………………………………………………….. |
1.1. Понятие творческого мышления ………………………………… |
1.2. Проблема развития творческого мышления …………………… |
1.3. Условия формирования творческого мышления школьников … |
Глава 2. Возможности проблемного обучения в развитиитворческого мышления учащихся ……………………………………. |
2.1. История развития теории проблемного обучения ……… ……… |
2.2. Современная технология проблемного обучения ……………… |
2.3. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики ……………………………….. |
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемных ситуаций на уроках математики и их влияние на развитие творческого мышления школьников ………………………………… ……………. |
3.1. Изучение творческого мышления школьников с помощью тестов Е.Б. Торренса …………………………………………………… |
3.2. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления учащихся ………………………… |
3.3. Обработка результатов педагогического исследования ……….. |
3.4. Рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческого мышления младших школьников ……. |
Заключение …………………………………………………………….. |
Список используемой литературы …………………………………… |
Приложения ……………………………………………………………. |
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального «я».
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П.Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
В дипломной работе я хочу доказать, что в использовании проблемных ситуаций существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В.Кудрявцев и др.
Но почему же именно на проблемное обучение возложена роль в достижении цели: развитие творческого мышления? Какие существуют возможности использования проблемных ситуаций на уроках математики?
На эти вопросы будет дан ответ в дипломной работе.
В связи с этим выделили.
Объект исследования – развитие творческого мышления школьников на уроках математики.
Предмет исследования – использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство развития творческого мышления детей.
Цель исследования: разработать систему карточек с разной степенью
проблемности для повышения уровня творческого мышления.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в развитии творческого мышления школьников;
3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках математики;
4) выявить, способствует ли проблемное обучение математике развитию творческого мышления школьников;
5) выработать систему мер по совершенствованию творческого мышления школьников на уроках математики.
Гипотеза: уровень творческого мышления школьников повышается
при использовании на уроках математики системы заданий с разной степенью проблемности.
Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистически - математический метод обработки результатов.
Практическая значимость исследовательской работы состоит в
разработке системы карточек с разной степенью проблемности одного и того же задания для учащихся с разными уровнями творческого мышления. В разработке тематического плана внеклассных занятий по математике и развернутого конспекта урока по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», 5 класс, III четверть.
База исследования: средняя школа №155 г.Новосибирска, 5 класс.
Учитель: Холодова Л.М.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из источников, приложения.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯСледуя цели и задачам дипломной работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление; определим те, на которые будем основываться в своем педагогическом эксперименте.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16
гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
5) способность к разработке гипотезы;
6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и
синтезу;
9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
10) и так далее.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:
- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;
- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;
- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;
- точность выполнения заданий.
Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.
В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.