Смекни!
smekni.com

Организация работы в специальной коррекционной школе VIII вида по предупреждению правонаруш (стр. 3 из 13)

Школа — более сложный и широкий коллектив, где прохо­дит практика общественного существования, формирование под­ростка как личности. Именно в задачу школы входит вырабо­тать высокие нравственные принципы в характере подростка. Формальное отношение к подростку, без учета его психологии, приводит к разнообразным конфликтам в школе, в результате которых подросток предпочитает компании вне школы.

Личность несовершеннолетнего с нарушением интеллекта, как и личность нормально развивающегося подростка сложная и многогранная — система свойств, состоя­ний, процессов, качеств. Одни из них являются временными, другие стержневыми, определяющими линию поведения. В под­ростковом возрасте происходит формирование нравственных убеждений, это период созревания физических и духовных сил, когда в характере подростка появляются такие черты, как стремление к самостоятельности, бурная активность, повышен­ная эмоциональность, частая и резкая смена настроений, а при конфликтных ситуациях — грубость, дерзость, упрямство, озор­ство. Но определяющим в психологии несовершеннолетнего пра­вонарушителя является отсутствие правовых воззрений, «до­полненное» искаженными нравственными взглядами. Несовершеннолетние должны знать о воспитательной, и карательной функции правовых норм. В этой связи чрезвычайно ак­туальной является проблема воспитания правосознания умственно отсталого подростка.

Правосознание является одной из форм общественного соз­нания, оно определяет общественные отношения, которые должны быть урегулированы нормами права. Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими тремя признаками:

1. отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует. Таким образом, правосознание является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества.

2. всегда проявляется через вторую сигнальную систему. Речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения.

3. не может существовать без своего носителя — конкрет­ной человеческой личности, группы, коллектива. По признаку общности сознания правовых норм происходит объединение лю­дей в группы, возникают категории группового правосознания, характерные для социальных общностей и исторических эпох.

В процессе формирования личности, в условиях нормальной социализации, правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается социальный стерео­тип поведения. В основе этого стереотипа лежит индивидуаль­ное правосознание, базирующееся на общественном правосоз­нании. В личности воспитывается механизм социального само­регулирования, то есть готовность действовать в данной обста­новке определенным образом.

Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано окружающей социальной средой. На формирование ин­дивидуального правосознания воздействуют многочисленные фак­торы как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процес­се формирования индивидуального правосознания эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологиче­ские особенности личности и реализуются в ее деятельности.

Основным механизмом правосоз­нания является речемыслительная деятельность человека. Од­нако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение. Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку. Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе — для совершения различных правонарушений. Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности [14,с.124].

Умственно отсталые подростки имеют поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это пове­дение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное от­ношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием подростка и общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти противоречия становятся одной из главных причин правонарушения:

1. правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;

2. такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на ко­торые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подрост­кового возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способ­ностей и в признании окружающих.

В связи с этой сферой общения и местом проявления активности подростка становится неформальная, стихийно сложившаяся подростковая группа. Ее нормы и ценности, формирующиеся вне соци­ально значимой деятельности, направлены на достижение груп­повой интеграции и стимулируют асоциальное поведение под­ростков:

- побеги из дома, бродяжничество;

- употребление спиртных напитков;

- употребление наркотиков и токсикомания;

- нецензурная брань, озорство;

- участие в наихудших формах труда (менее оплачиваемый, они не предъявляют требований, т.к. их жизненный опыт ограничен, и они не несут полной судебной ответственности);

- участие в противоправных, противозаконных, преступных делах;

- извращенное половое влечение;

- вандализм, что, в конечном счете, приводит к преступлению.

Так, исследования противоправного поведения несо­вершеннолетних подростков с нарушениями мозговых функций ЦНС показывают, что 98% преступлений совершено ими в группах, причем в составе этих групп они играли, как правило, лишь подсобную, вспомогательную роль только 3% являлись подстрекателями, а 10% — организаторами преступлений, связанных с кражей незначительного количества продуктов [47,с.143].

А. С. Макаренко писал: «...отвращение к воровству и всякому незаконному присвоению надо воспитывать с того момента, ког­да ребенок начинает понимать, что ему говорят. К воровству нужно воспитывать такое отношение, как некогда в патриар­хальных крестьянских семьях: нет большего оскорбления, чем слово „вор"...»[1].

Если дети из семьи воруют, то в этом виновата семья. Нездоровая обстановка в семье, корыстолю­бие, жадность, стяжательство, равнодушие к людям, нежелание считаться родителей с интересами других людей, фор­мируют у подростка ложное представление о действи­тельности, приводящие к возникновению антиобщественных навы­ков и привычек. К таким же последствиям приводят жульничество, рассуждения старших товарищей, родственников, соседей о том, что «своя рубашка ближе к телу», «не пойман — не вор», «бери, если плохо лежит» и т. п.; также обман, очковтиратель­ство, нечестное отношение к труду, расхождение между слова­ми и фактическим поведением взрослых и многие другие отри­цательные явления, порой наблюдаемые подростками в окру­жающей среде [50,c.158].

Когда человеком с детских лет усвоены необходимые мораль­ные правила, он увереннее проходит сложные перекрестки сво­его жизненного пути, легче преодолевает соблазны свернуть в темные переулки жизни.

Определенные формы поведения должны вырабатываться с дет­ства у ребенка, если он растет свидетелем пренебрежения роди­телей к общественным интересам, в обстановке зависти, жадности, способности ради собственной выгоды совершить неспра­ведливый, нечестный поступок, если он видит в семье грубость, жестокость, лицемерие, пьянство. Стоит ли удивляться, что в та­ких семьях вырастают нарушители?

Нравственные и правовые воззрения личности определяют ее направленность, ее поведение. Психологические особенности подростков, о которых мы уже говорили, часто приводят к тому, что случайные обстоятельства могут способствовать правонару­шению — это и повышенная эмоциональность, и впечатлитель­ность, неумение критически оценить побудительный мотив, стрем­ление к немедленному действию. Тем более необходимо учиты­вать прямое принуждение к совершению преступления или раз­личные способы вовлечения в него. Чаще всего такие ситуации возникают в группах подростков, где их психологические особен­ности приобретают уродливые формы: повышенная эмоциональ­ность превращается в невыдержанность, стремление к самоут­верждению — в цинизм.