Воспитательная ценность поощрений очень высока. Они повышают чувство ответственности за свои дела и поступки, укрепляют веру в свои силы, повышают чувство собственного достоинства, самооценку личности, способствуют формированию положительных отношений между воспитателями и учащимися, а при коллективных поощрениях сплачивают детский коллектив.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида могут успешно практиковаться следующие формы индивидуального и коллективного поощрения: устное одобрение, вынесение благодарности, занесение на доску Почета, награждение Почетными грамотами, подарками, фотографирование, вручение вымпелов, организация походов, поездок и т. д.
В массовой школе принято поощрять за такие положительные действия и поступки, совершение которых требовало от ребенка определенных усилий. В общем, это верно и для коррекционной школы. Однако в специальной (коррекционной) школе ребенок на определенном этапе своего развития может заслужить поощрение даже за одну готовность совершить положительный поступок.
Разумеется, что, похвалив за хорошие побуждения и хороший поступок, воспитатель тут же должен указать на недопустимость нарушения дисциплины.
Зрелость коллектива учащихся специальной школы VIII вида не достигает того уровня, какой имеет место в массовой школе. Однако это не исключает коллективного обсуждения вопросов, связанных с поощрением учащихся вспомогательной школы. Практика показывает, что при умелом педагогическом подходе обеспечивается активное и эффективное участие умственно отсталых школьников в обсуждении этих вопросов.
Поощрения не должны быть средством положительной оценки личности ученика. Они должны быть средством оценки действий или поступков. Так, например, ученик поощряется не за честность вообще, а за честный поступок, не за трудолюбие, а за хорошо выполненное дело. Разумеется, такую дифференциацию провести трудно, но необходимо, так как умственно отсталый ребенок может решить, что он обладает «выдающимися качествами» (трудолюбием, честностью и т д.), и перестанет совершать поступки, которые являются средством формирования этих качеств.
Важно добиваться того, чтобы ребенок испытывал удовлетворение, радость не столько от получения награды, сколько от достигнутого результата. Добиться этого трудно, но необходимо.
Следует позаботиться о том, чтобы ребенок не знал заранее, что за такой-то конкретный поступок он получит вознаграждение. В противном случае у него могут сформироваться потребительские мотивы, что, в свою очередь, затормозит процесс нравственного развития ребенка.
Поощрение — ведущее вспомогательное средство воспитания умственно отсталых детей. Нельзя не согласиться с мыслью о том, что «если маловажный поступок останется без внимания — полбеды, а если хороший поступок не вызовет похвалы — большая беда» [57.c,132].
Наказание — такое воздействие на личность отдельного ученика или на коллектив в целом, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся следовать определенным требованиям, принятым в коллективе. Психологический смысл наказания состоит в том, что оно должно вызвать у учащихся чувство стыда и вины.
Для того чтобы наказание имело воспитательный смысл, каждому педагогу и воспитателю необходимо помнить, что оно должно выполнять роль наставления, а не возмездия за проступок. Заметим, что об этом говорит и семантика слова «наказ» — наставление, которое явно отличается от понятия «взыскание» (то есть «спрос», «возмездие»), более уместное в юриспруденции. Их не следует смешивать. Это понятия неравнозначные. Задача педагога состоит в том, чтобы ребенок увидел в наказании своеобразную форму уважения к его личности, поскольку оно выражает веру в его способность исправиться.
При каких условиях наказание оказывается эффективным в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида? Наказание в условиях коррекционной школы дает положительный эффект в том случае, если ребенок понимает и чувствует, что наказан за нарушение общепринятых норм по ведения, испытывает при этом стыд, раскаяние и желание исправиться.
Наказание, рождающее у учащихся массовой школы чувство страха вызывает у них состояние подавленности и никак не способствует преодолению имеющихся недостатков. Такое наказание даже может усугублять неправильное поведение. В условиях специальной школы VIII вида оно чревато еще большими отрицательными последствиями. Боязнь наказания и обусловленных им последствий может вызвать у ученика вспомогательной школы патологические нервные процессы, ухудшить его психофизическое состояние, вызвать заторможенность или, наоборот, повышенную возбудимость, спровоцировать аффективные вспышки.
Учащийся массовой школы оказывается в состоянии как-то адаптироваться к привычному страху. Иногда ему удается побороть этот страх наказания путем самовнушения. Присущая умственно отсталому подростку слабость регулирующей функции речи и повышенная впечатлительность, как правило, лишают его названных средств борьбы со страхом перед наказанием. В результате он отвечает на такое наказание откровенным обманом или открытым унижением в форме вымаливания прощения.
Силу наказания практически измерить очень трудно, так как на разных детей оно оказывает различное влияние. Но, несомненно, одно, чем выше авторитет педагога в глазах ребенка, чем ближе, откровеннее и теплее отношения между ними, тем выше эффективность даже самого незначительного наказания. Иногда бывает достаточно самого незначительного упрека, легкого замечания, чтобы вызвать у ребенка острое чувство вины, переживание неудовлетворенности собой.
Учитель в глазах умственно отсталого ребенка имеют почти непререкаемый авторитет. Это открывает широкие возможности для того, чтобы построить свою работу таким образом, чтобы вообще исключить всякие наказания из арсенала средств в специальной школе. Учителя коррекционных школ VIII вида могут предупредить такие ситуации, при которых они или коллектив учащихся оказывались бы вынужденными кого-либо наказывать.
Исходящее от учителя наказание по большей части санкционируется общественным мнением коллектива. Более того, в глазах наказанного учащегося решающее значение имеет слово учителя. Это как будто бы облегчает его задачу. Но, с другой стороны, налагает на него повышенную ответственность. Он должен особенно тщательно взвесить, стоит ли наказывать, каковы должны быть степень и форма наказания.
Наказания должны быть очень индивидуализированы. Это означает, что они могут применяться лишь после того, как педагог выяснит мотивы, причины поступка и учтет возможные последствия.
Строгая индивидуализация наказаний в коррекционной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.
В тех случаях, например, когда ребенок отличается большой импульсивностью, расторможенностью, наказание может быть отсроченным. При прочих равных условиях мера наказания расторможенных детей должна быть минимальной. Это связано с тем, что они бурно и неадекватно реагируют на осуждение своих поступков. Замечено, что расторможенные дети относятся к наказаниям очень болезненно. Детей заторможенных, малоактивных следует наказывать непосредственно после разбора всех обстоятельств, связанных с нарушением норм нравственности. Мера осуждения выбирается в зависимости от последствий поступка и отношения к нему ребенка, Чем глубже его переживания, тем меньше должна быть мера наказания.
Очень желательно, чтобы наказывающий ребенка педагог дал ему возможность почувствовать, что наказание есть вынужденная мера в интересах самого ребенка, следует вы сказать уверенность в том, что наказание поможет ребенку избавиться от недостатков, и он никогда больше не даст повода для упреков.
Определяя вид наказания, педагог должны исходить не только из характера проступка, но и учитывать прежние наказания.
Какие виды наказания возможны в специальной (коррекционной) школе VIII вида? Их можно подразделить на три основные группы:
1. Наказания, связанные с выражением морального порицания, общественного осуждения:
а) устное замечание, выговор, сделанное наедине;
б) устное замечание, выговор, сделанное публично;
в) публичное обсуждение (классное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.).
2. Наказания, связанные с ограничением или лишением определенных прав:
а) лишение награды, подарка;
б) лишение права принимать участие в экскурсии, культпоходе и пр.
3. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей. Например: намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись, подвел — исправь, помоги и пр.
Какую избрать меру наказания, и в каких случаях, определить в теоретическом плане весьма сложно. Успех дела решают педагогическая грамотность педагога, его психологическая зоркость, опыт, интуиция (как проявление опыта и мастерства), высокая профессиональная и человеческая культура, педагогический такт [76.c,208].
В специальной (коррекционной) школе VIII вида следует избегать таких в достаточной мере традиционных методов наказания, как вызов к столу, удаление из класса. Ставить провинившегося ученика около стола учителя, по меньшей мере, бесполезно. Стоящий около стола ученик отвлекается сам и отвлекает других. Кроме того, он, как правило, не обнаруживает заметного раскаяния за проступок.
Удаление из класса выключает ребенка из общего рабочего ритма, провоцирует состояние повышенного возбуждения или, наоборот, заторможенности, углубляет конфликт. Удаленный из класса ученик не чувствует осуждения со стороны коллектива, в отдельных случаях это удаление используется им в качестве способа самоутверждения. Заметим, что удаленные из класса мешают заниматься другим классам и от безделья совершают новые проступки.