Кроме того, в вокальной практике, важное место занимает индивидуальность исполнителя. Для приведения голосового аппарата в форму применимы простые разогревающие упражнения, которые приводят в гармонию физику и психику, все основные органы, работающие на голос. Эти упражнения «чистят» подсознание, снимают психофизическое напряжение, настраивают весь организм как музыкальный инструмент. Только когда инструмент настроен, на нём можно играть. Это способствует дисциплинированности детей.
Кроме того, каждая «краска»голоса требует методичной тренировки. Приведем некоторые приемы, применяемые в эстрадном вокале:
Расщепление:
Прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.
Драйв:
Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов - прием расщепления "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.). Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
Субтон:
Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.
Обертоновое пение:
Также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Глиссандо:
Также известен как «слайд». Плавный переход с ноты на ноту.
Фальцет:
Пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.
Йодль:
Также известен как «тирольское пение». Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O'Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.
С некоторых пор получил распространение так называемый "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти, к например, в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).
Штробас:
Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом (особенно детям). Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко. Например, у Britney Spears - в "Oops, I did it again".
С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных ребенка, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем – освоение подходящих для каждого отдельного ребенка приемов эстрадного вокала, и самое важное – формирование уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа ребенка.
При этом, внеклассные занятия эстрадным вокалом направлены, прежде всего, на становление и развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры и развитие его индивидуальных музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, школьник не только овладевает искусством вокала, специфическими приемами, характерными для различных жанров современной популярной музыки, сольного исполнения под аккомпанемент фортепиано, но и учится работать в команде с другими детьми.
На занятиях эстрадного коллектива дети учатся правильно петь, красиво танцевать, раскрепощено чувствовать себя в любой обстановке, в том числе и на сцене. Занятия эстрадным вокалом развивают коммуникативные способности ребенка, расширяют его представление о мире людях, облегчая процесс прохождения ребенком социальной адаптации.[13]
Существуют специальные вокальные приемы (вокальные техники) звукоизвлечения, применяемые в экстремальных музыкальных направлениях
Гроулинг или гроул (от англ. growling — «рычание») — вокальный приём, используемый чаще всего в экстремальных музыкальных стилях (дэт-, блэк-, трэш- и дум-метал, грайндкор, дэткор). Звучание имитирует рычание животных. Это своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal).
Для гроулинга необходимо умение петь на опоре (диафрагмальное дыхание) и использовать ложные связки при пении. Гроулинг можно подразделить на низкий и высокий, а также на «брутальный» (самый низкий звук из живота), гортанный (формирование звука происходит выше) и горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).
В современной профессиональной музыкальной культуре гроулинг использовали джазовые певцы еще в 30-х годах ХХ века [5].
Программа, по которой ведутся занятия по обучению детей эстрадному вокалу, предполагает скоординированную деятельность предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов, если речь идет о студии (вокал, танец, актерское мастерство), или же одного педагога, работающего в тех же направлениях.
На развитие ребенка, его музыкально-певческих способностей большое влияние оказывает репертуар, который он исполняет. Репертуар для школьников (исполнителей песен) выбирается с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые индивидуальные развивающие упражнения, направленные на решение определенных проблем, преодоление технических трудностей и воплощение творческих задач [7].
Интересно, что эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой исполнения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т.е. объединения вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими костюмами).
Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность музыкального эстрадного номера. Кузнецов В. писал: «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель непременно обращается к зрителю» [13 с.105] .
Не менее важна актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам.
Создание собственного образа – долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» – это главный вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он должен ответить сам.
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
При этом надо помнить, что пластику, актерское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребенка, а не только у того, который хочет связать свою жизнь с искусством. Самое главное, что дают детям занятия эстрадно-вокальным пением кроме навыков сцены – это дисциплина, уважение к своему, чужому времени и труду. Это очень важное качество в работе и жизни.
В школьном кружке вокального пения, как правило, органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
Согласно мнению Ветгулиной Л.А, Дмитриева Л., при индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку [7, 5].
Установлено, что в процессе певческой деятельности успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности школьника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны.