Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты формирования цветовосприятия…………………5
2. Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….13
3. Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста…17
4. Формирование цветовосприятия у детей…………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………….30
Приложение……………………………………………………………………..33
Введение
Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет!
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мелик - Пашаев А. А., Мухина В. С. и др.), искусствоведы (Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др.), педагоги (Езикеева В. А., Комарова Т. С., Казакова Т. Г., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, Пилюгина Э. Г., Сакулина Н. П., Флерина Е. А., Ремезова Л. А. и др.)
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.
Проблема цвета может рассматриваться в различных аспектах: физиологическом, искусствоведческом, психологическом и педагогическом. Наше исследование носит педагогическую направленность и посвящается изучению развития цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из выше сказанного, мы определили объект исследования: восприятие цвета у дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития и формирования цветовосприятия у детей младшего возраста.
Цель исследования: изучить особенности цветовосприятия у детей и проследить процесс его формирования у младших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме развития цветовосприятия детей дошкольного возраста;
2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста;
3. Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию цветовосприятия у малышей
4. Подобрать цикл дидактических игр по развитию цветовосприятия.
Гипотеза исследования: процесс формирования цветовосприятия у младших дошкольников будет эффективным, если:
-работа по этой проблеме будет систематической и целенаправленной;
- будут использоваться различные средства формирования цвета.
1. Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остаётся важным объектом исследований, только подходы учёных к этой проблеме осуществлялись с различных сторон.
Следует отметить, что обычно исследование восприятия цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете – цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Ян Амос Коменский.[1]
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Создавая изображение. дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.
Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что- нибудь раскрашенное и цветное уже в два - три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, "...что доставляет удовольствие глазу".[2] Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету.
По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Большое значение Я. А. Коменский уделял формированию чувства цвета в процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Он считал, что благодаря художественным образам, ребенок способен лучше воспринимать и подмечать различные цвета и наслаждаться ими.
Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.[3]
Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.
Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори.[4] Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.
В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:
1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;
2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;
3. Распознавание ребенком цвета по называнию;
4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком;
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств.
Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.[5]
В русской педагогической мысли интерес к детскому рисунку возник в 80-е годы XIX столетия, но изучение его продолжается и по настоящее время.
Все научные труды по изучению детского рисования в разной мере, но обязательно касаются восприятия и использования цвета детьми, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.
С позиций искусствоведа, историка, педагога рассматривал цвет в детских работах А. В. Бакушинский, который считал, что чувство цвета у ребенка переживает сложную эволюцию.[6] Сначала ребенок предпочитает использовать основные цвета, затем цветовая палитра усложняется, вводится большое разнообразие цветов. Эволюция идет от раскраски к колориту и тону, от цвета к свету. Но цвет долго остается главным компонентом детского творчества.
Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е. А. Флериной "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста" (1965г.). Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а тяготеет к их разнообразию.[7] Е. А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).