Смекни!
smekni.com

Художественный руководитель творческого коллектива его профессиональные личностные качества (стр. 5 из 7)

От компетенции, художественно-педагогической подготовленности и способностей руководителя во многом зависит будущее самодеятельных коллективов. Повышение удельного веса руководителей со средним и высшим специальным образованием, улучшение системы их переподготовки, более целенаправленная и систематическая помощь со стороны профессиональных коллективов, неуклонное повышение качества информационно-методической помощи - таков неполный перечень факторов, влияющих на рост их художественно-педагогической квалификации.

Педагогическое самообразование руководителя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности самодеятельного коллектива.

Профессия руководителя коллектива имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в профессии руководителя как педагога личностный рост - непременное условие достижения профессионализма.

Ориентация на успех в своей профессиональной деятельности должна быть свойственна любому педагогу и любому специалисту - руководителю творческого коллектива. В работе Л.М. Митиной «Управлять или подавлять» анализируются особенности людей, которых называют «самодостаточными». Это люди без «комплекса неполноценности», которые добились положения, уважения, испытывают самоуважение, живут в ладу со своей совестью. Их называют победителями. Оказалось, что общим у этих самых различных людей были основополагающие жизненные установки.

Первая установка - высокая самооценка. Это необходимо каждому человеку, чтобы сохранить себя как личность. Если человек не видит ничего из того, что можно в нем оценить, как его смогут ценить другие?

Вторая установка - позитивное отношение к жизни. Люди, умеющие видеть положительные стороны жизни, находят поддержку в самых неожиданных местах. Если мы видим в жизни только негативное, что будет с нашей жизнью? А между тем очень многие люди чрезвычайно критично относятся ко всему, что их окружает. Повышенная критичность часто рассматривается как отсутствие личностной самодостаточности.

Третья установка - вера в добро. Вера в добро - мораль сильного человека. Пока мы верим в добро, мы сохраняем свою силу. Разуверившись в добре, мы уступаем злу и становимся перед ним безоружными.

Четвертая установка - умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, даже если в той или иной ситуации мы оказываемся «ни при чем». При этой установке реализуется ответственность за происходящее, присутствует мудрость, ощущение себя частицей социального организма, всей Природы, Вселенной.

Пятая установка - умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

Глава 2. Профессиональные и личностные требования к специалистам учреждений культуры.

2.1. Профессиональные требования к специалистам учреждений культуры

.

Мною были собраны и обобщены требования к специалистам учреждений культуры

В области хорового творчества (хоровым и музыкальным коллективам) необходимо знать:

• технику дирижирования;

• основы первичного звукоизвлечения и технику дыхания;

• методы и способы аранжировки;

• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу;

• методику детского музыкального воспитания; необходимо уметь:

• работать с хором (ансамблем), применяя навыки дирижирования;

• читать хоровые партитуры;

• применять навыки игры на фортепиано;

• использовать приобретенные певческие и ансамблевые навыки;

• аранжировать произведение для хорового коллектива;

• проводить уроки музыки.

В области этнохудожественного творчества (фольклорным коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы драматургии и режиссуры;

• теоретические основы этнографии, обрядовую символику и драматургию обрядового действа;

• основы сценарной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания исполнительского мастерства, народного поэтического слова, народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля;

• музыкальную грамоту;

• разновидности фольклорных инструментов; необходимо уметь:

• разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа;

• вести репетиционную работу;

• создать образ фольклорного персонажа в разных жанрах традиционного игрового искусства;

• проводить занятия по овладению исполнительским мастерством, народным поэтическим словом, народному музыкальному творчеству, обрядовому фольклору, фольклорному ансамблю;

• использовать приобретенные певческие навыки и навыки игры на фольклорном музыкальном инструменте.

В области народного инструментального творчества необходимо знать:

• народные инструменты и приемы игры на них;

• основы техники дирижирования;

• основы инструментоведения и инструментовки;

• элементарную теорию музыки, гармонию, музыкальную литературу, народное музыкальное творчество;

• методику обучения игре на народном инструменте; необходимо уметь:

• анализировать музыкальное произведение и исполнять его на инструменте;

• работать с ансамблем народных инструментов, применяя навыки дирижирования;

• читать партитуры и делать инструментовки и переложения для ансамбля;

• аккомпанировать различным творческим коллективам и отдельным исполнителям;

• проводить уроки игры на народном инструменте.

В области хореографического творчества (хореографическим коллективам) необходимо знать:

• теоретические основы и практику создания хореографического произведения;

• принципы развития психофизического и двигательного аппарата;

• теорию, хореографические элементы и методику преподавания классического, народного, бального, современного танцев;

• основы историко-бытового танца;

• историю костюма и основы музыкальных знаний; необходимо уметь:

• разработать постановочный план и осуществить хореографическую постановку;

• вести репетиционную работу;

• проводить занятия по классическому, народному, бальному и современному танцам;

• использовать приобретенные исполнительские навыки и умения в репетиционной и преподавательской деятельности.

В области декоративно-прикладного творчества необходимо знать:

• теоретические основы художественной композиции;

• теорию, практику и методику преподавания рисунка, живописи, работы с материалами;

• особенности работы с природными материалами;

• теоретические основы и виды дизайна;

• теоретические основы этнографии; необходимо уметь:

• разработать проект (макет, эскиз) художественной композиции и реализовать его в изделии декоративно-прикладного характера;

• проводить занятия по рисунку, живописи, технологии работы с материалами;

• использовать приобретенные навыки и умения по рисованию и живописи в декоративно-прикладном творчестве.

В области подготовки театрализованных представлений необходимо знать:

• основные положения теории и практики режиссуры и особенности режиссуры театрализованных представлений и эстрадных программ;

• систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

• основы теории драмы и драматургии, методы создания сценариев;

• технику сцены и сценографию, принципы художественного оформления театрализованного представления и эстрадной программы;

• общие понятия в области теории музыки и принципы их использования в музыкально-театрализованных представлениях;

• теорию, практику, методику преподавания актерского мастерства, словесного действия, сценической пластики;

Необходимо уметь:

• разработать сценарий театрализованного представления и осуществить его постановку;

• осуществлять постановку эстрадных номеров и программ;

• вести репетиционную работу с коллективом и отдельными исполнителями.

• правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

2.2. Практическая разработка для руководителя творческого коллектива.

В практическом исследование я предлагаю разработку методики «Психологический портрет руководителя коллектива». Данная методика позволяет построить «портрет» руководителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля.

Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение – меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это – только начало работы руководителя коллектива над собой. Продолжением может быть участие руководителя творческого коллектива в тренингах профессионального и личностного роста.

Инструкция к тесту

Этот тест поможет определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

Тест

 В воспитании важнее всего

1. окружить ребенка теплотой и заботой;

2. воспитать уважительное отношение к старшим;

3. выработать у него определенные взгляды и умения.

 Если кто-то в ласе/аудитории отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие

1. да;

2. нет;

3. в зависимости от настроения.

 Когда учащийся на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю