Смекни!
smekni.com

Художественный руководитель творческого коллектива его профессиональные личностные качества (стр. 7 из 7)

3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в “полосе неудач” негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.

4. Стиль преподавания

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или «попустительского» стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.

4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5. Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

5.1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

5.3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».

Заключение

Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления. В этом ее специфика, определяя которую следует подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а художественно-педагогическая, художественно-организаторская деятельности, которые наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной культуры.

Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией, самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.

Список литературы

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства /И.П.Андриади. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 160 с.

2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: Учеб пособие. /Н.К.Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 222 с.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /Под ред. А.С. Роботовой.- М., 2007. - 219 с.

4. Востряков, Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок: представления о качествах успешного менеджера /Л.Е Востряков //Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 9. - С. 74 - 81.

5. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности /А.В.Золотарева. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с.

6. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

7. .Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество /В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.

9. Козлова, Т.В. Повышение квалификации работников культуры как условие системного социально-ответственного партнерства / Т.В.Козлова// Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 2. -С. 2-4.

10. Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2015 года): Проект //Культура: управление, экономика, право. - 2007. - № 3. - С. 40 - 48.

11. Кротова, Н.В. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности /Н.В.Кротова //Культура: управление, экономика, право. - 2003. - № 2. - С. 20 - 28.

12. Нагурский, Д. Организация работы руководителя учреждения культуры с персоналом / Д.Нагурский //Дом культуры. - 2006. - № 2. - С. 24 - 31.

13. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. - М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 399 с.

14. Подготовка, переподготовка и обучение кадров: практическое руководство [Текст ]/Под общ. Ред. Ю.Л.Фадеева. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.

15. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие /Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н.В.Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 116 с.

16. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие /Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н.В.Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 104 с.

17. Пуртова, Т.В. Детское танцевальное творчество: достижения и проблемы / Т.В. Пуртова //Культура и дети. -М.: Минкультуры РФ, ГРДНТ, 2004. - С. 3 - 11.

18. Сарибекян, Е.А. Современные возможности использования инструментария оценки персонала / Е.А.Сарибекян//Культура: управление, экономика, право. - 2006. - № 2. - С. 38 - 43.

19. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003., - 209 с.

20. Чижиков, В.М. Работа с кадрами / В.М.Чижиков//Справочник руководителя культуры. - 2004.,- № 7. - С. 70 - 76.

21. Чурилова, С. Профессиональный имидж: беседа четвертая/С.Чурилова //Клуб. - 2003. - № 10. - С. 20 - 21.

22. Ярилова, О.С. Кадры для отрасли / О.С.Ярилова//Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 6. - С. 25 - 30.

23. Лигачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций - М.,1996.

24. Подласый И.П, Педагогика - М.,1996.

25. Радугин А.А. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2002 г.

26. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Академия, 2005.

27. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: Юнити-Дана, 2001.

28. Фокин Ю.В. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, содержание и цели. – М., 2003

29. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

30. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие для студентов культ. -просвет. фак. вузов культуры и искусств - М.: Просвещение, 1984. -