Смекни!
smekni.com

Влияние внутрисемейных отношений на социальный статус ребенка старшего дошкольного возраста (стр. 2 из 13)

Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов её изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, её функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. Название было предложено видными отечественными философами А. Г. Харчёвым и М. С. Мацковским в 1978г. [13, стр. 9]

Так как, каждая из наук имеет свои задачи в изучение семьи, то даёт ей своё определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно- брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Социальные психологи же рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к своим детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединённую формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви привязанности, интимности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания, формирования ценностных отношений представлены достаточно многоаспектно. [36; 39]

В то же время в современной социологической, педагогической, психологической науке не существует единого определения семьи. Это во многом объясняется тем, что целевое, функциональное и содержательное назначение данной категории обосновывает многогранность ее назначения для государства, общества и человека. За основу мы взяли определение Л.Д. Столяренко. «Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена». [9, стр. 17]

А. И. Захаров определил семью, как первичную группу, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении её членов в дела группы, обеспечивающая высокую степень отождествления и слияния её участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приёму» новых членов извне, а благодаря рождению детей. [7; 22]

Как отмечает В. М. Целуйко, семья- первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения, в ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения. [37]

Структура и функции семьи многообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности.

Ещё древние мыслители говорили о том, насколько важна семья в жизни каждого человека. Так, семье и браку посвящено множество исследований, которые осуществлялись с древности до наших дней. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он рассматривал неизменной, исходной общественной ячейкой и считал, что брак входил в общественные повинности граждан и главным назначением семьи является рождение здоровых детей.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Именно от Аристотеля берёт своё начало мысль о том, что семья- неотъемлемый элемент социальной структуры общества. Каждый член семьи сохраняет определённую автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, социальной группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Подобная точка зрения в отношении семьи господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно единственное – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель, – это подобие отца, народ – детей…». [2; 5]

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим в этой связи, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Кроме того, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. [15]

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере внутрисемейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, «свою семью». Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). До ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. Через гетеризм (гинекократию)- отношения, основанные на высоком положении в обществе,- прошли все народы в направлении к индивидуальному браку в семье. Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их жёнами или группу сестёр с их мужьями. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки. Затем сформировался полигамный брак. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры было провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин.

В исследованиях, посвящённых проблемам семейных взаимоотношений, прослеживаются основные этапы её эволюции: на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных отношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась; динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Эти исследовании прежде всего находят своё отражение в работах Фредерика Ле Пле. В исследованиях были раскрыты следующие аспекты. Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношении Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей. Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. Эти исследования были освящены в работах Ж. Пиаже, З. Фрейда и их последователей. Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.