В построении уроков традиционно применяются два подхода.
Первый характеризуется активным использованием словесных пояснений, бесед с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Учащиеся разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.
За 3 года учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и другими, кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Огромное удовольствие ученики получают во время видео-уроков, где демонстрируются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Второй подход связан с формированием у юношества «национальной широты» (термин Н.А. Саниной) музыкального вкуса. В речи преподавателя исключаются высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Одна из замечательных традиций музыкальной классики заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.
Так в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» патриотическая идея защиты отчизны сочетается с мыслью о возможности и желательности мирного, дружеского единения народов России и Востока. Недаром в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетается мотив кавказской «Лезгинки». Ту же идею – и даже теми же средствами – воплотил А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», где контрапунктом соединяются темы русского и восточного напевов. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача преподавателя в процессе ознакомления с этими произведениями подвести учащихся к идейному обобщению той мысли, что люди разных народов могут найти общий язык, если в их сердцах живут добрые чувства друг к другу.
Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый источник развития чувства прекрасного, недаром они оказали большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок.
На занятиях старших групп преподаватели активно используют материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. С помощью подключения учащихся к выполнению различных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять специфические особенности музыкального языка произведений (мелодию, гармонию, ритм, тембр и т.д.) формируется интерес к народной музыке. Например, изначально несложные народные попевки используются для вокально-интонационных упражнений, сосредотачивая внимание учеников только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются различные варианты аранжировок знакомых песен с включением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Эти приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учащихся, развивают умения, навыки, пробуждают интерес к усвоению основных характерных признаков музыкального языка народных песен.
Н. Сорока-Росинский писал: «Народная песня, всегда связанная с самыми затаенными глубинами нашего бессознательного, где живет неслышной жизнью все прошлое народа, способна дать школьнику почувствовать с силою и полнотой, для взрослого человека, может быть и мало доступными, основные моменты всей исторической жизни его родины и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, что всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».
Яркой, эффективной формой работы является проведение праздников в духе народных традиций: учащиеся «превращаются» в жителей деревень и в хороводах, народных играх показывают фольклорные обычаи. Подобные праздники привлекательны возможностью совместной деятельности, свободным общением. Они снимают конфликтность, рождают чувство общности. Это ярчайшие страницы и события в жизни, своеобразная форма духовного самовыражения, духовного обогащения. К сожалению, на данном этапе развития школы не удается провести данную форму работы в масштабах всего учебного заведения (имеется в виду музыкальное училище в целом). Как правило, подобный музыкальный праздник проходит в рамках урока-театрализации.
Помимо объективных факторов, эффективность формирования патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлеченностью преподавателя. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить юношей и девушек к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относится к музыке с волнением.
Умение преподнести музыкальное произведение так, чтобы ученики были предельно увлечены музыкой, пробуждение в них эмоциональной отзывчивости, активности слушания музыки, размышлений о ней – в этом и заключается мастерство учителя. Только в этом случае эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках.
В качестве примера организации переживания учащимися нравственного содержания музыки приведем анализ образа Ивана Сусанина (из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки). С первого момента мы ставим перед учениками задачу о проблеме героизма – этот простой костромской крестьянин уже родился героем или стал им? Исходя из этого, вся методика работы с музыкальным материалом (при постоянном подчеркивании русской интонационности) направлена на заострение того, что Сусанин – обычный человек со своими прозаическими заботами.
Для учащихся юношеского возраста не составляет особого труда понять, что Сусанин не родился героем, а стал таким потому, что им в жизни двигало самое священное чувство – чувство родины. Понятно, что если человек действительно носит в себе великую общечеловеческую идею (а защита Отечества, безусловно, таковой является), то он способен на подвиг, потому что тогда душа его уже предуготована для героических деяний. Многие считают себя патриотами, но далеко не все способны сделать то, что сделал Сусанин.
Учащиеся должны понять, что Сусанин был в большей мере наделен тем, что присуще русским людям – совестливостью и жертвенностью. Ария Сусанина в этом рассуждении представлена как кульминационный момент «Жития Ивана». По определению ряда музыковедов, она есть не что иное, как предсмертная молитва. В этом много правды, поскольку российское бытие того времени невозможно представить себе без православия и его определяющей роли во всех, особенно ключевых моментах в жизни. А самое главное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что происходит с его отечеством, – это состояние души для Сусанина было повседневным и естественным. Отсюда все, что касалось защиты отечества, считалось работой, само собой разумеющимся делом.
Так мы опять выходим на ту же вечную проблему – для чего и как жить. Но при этом еще и заостряем ее: жить в готовности совершить подвиг для людей, или жить во имя людей каждый день и считать это, как и Сусанин, естественным состоянием своей жизни.
Еще один ярчайший пример яркого воплощения патриотических идей в музыке Седьмая, Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия заключается в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует определенной подготовки учащихся как в области музыкальной грамоты (необходимы знания особенностей сонатно-симфонического цикла в его жанровом инварианте, традиционного строения сонатной формы и т.п.), так и в сфере истории России 30-50гг.
Яркое, образное, эмоционально насыщенное вступительное слово преподавателя перед прослушиванием Седьмой симфонии, повествующее об истории создания данного произведения позволяет в рамках приема суггестивного воздействия подвести учащихся к кульминации эмоциональной отзывчивости на музыку. Беседы, проходившие с учениками после уроков, посвященных Седьмой симфонии показывали, что все без исключения учащиеся испытывали чувство гордости за Отечество, восхищения героизмом исполнителей симфонии в блокадном Ленинграде и т.п.
В целом, патриотическое воспитание на уроках музыкальной грамоты и музыкальной литературы несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры юношества, что является общей целью образования. Поэтому данный опыт может быть рекомендован преподавателям музыкальных школ, учителям музыки общеобразовательных школ, а также может помочь в организации внеклассной работы.