Угасание интереса и безразличие гораздо опаснее для души, чем прямая вражда /8. С.111/. В таком случае первой помощью детям, В.Зеньковский считает связь с Церковью, посещение богослужений, и беседы со священником. Если дети духовно здоровы, то законоучитель для них является священником; ему не приходится освобождать детей от духовного безразличия и пробуждать в них религиозную жизнь, ему следует только укреплять связь с Церковью и духовно окормлять. Но если дети больны, если у них идет глубокий духовный кризис, падение духовных запросов, то в таком случае нельзя использовать Закон Божий исключительно как предмет преподавания. Получается парадоксальный вывод: религиозное воспитание становится трудным, потому, что преподавание мешает воспитанию /8. С.111/.
Часто детская душа в своих духовных блужданиях останавливается на "мертвой точке". В этом случае В.В.Зеньковский считает, что преподавание Закона Божия не только не помогает, а, наоборот, вредит делу. Необходимо помочь ребенку выйти из такого состояния и вернуть ему духовную силу, тогда преподавание Закона Божия будет снова необходимо. Это очередной раз подчеркивает всю сложность сочетания религиозного воспитания и образования. Здесь заключается главная трудность не только преподавания Закона Божия, но вообще всего школьного дела. Средняя школа зачастую или равнодушно, или беспечно проходит мимо трудностей в воспитании /8. С.112/.
В.В.Зеньковский выделяет целый ряд педагогических проблем. Первая из них состоит в том, что методы религиозного воспитания должны быть различны для детей до 13–14 лет и старше. После полового созревания у школьников нередко наступает настроение духовного бродяжничества, тогда как до 12–летнего возраста ребенка очень просто и легко связать с церковной жизнью. В нем еще не укоренился ни скептицизм, ни плохие привычки. Поэтому не нужно преувеличивать возможную небрежность или рассеянность. Совершенно иное положение после 14 лет. Ученик задает различные трудные вопросы, но дело здесь даже не в них, а в том, куда направлена его душа и чем она живет /8. С.112/.
В.В.Зеньковский, исходя из того, что развитие индивидуальных отношений невозможно в классной обстановке, предлагалразделять учеников на группы и кружки /8. С.112-113/.
В процессе религиозного воспитания не должно существовать средостения между священником и детьми. С этой точки зрения, контакт священника с детьми можно наладить с помощью игр, что никаким образом не может умалить его авторитета, так как настоящий авторитет пастыря завоевывается у детей только подлинной духовностью. Почтение детей к священнику очень важно, но иногда оно препятствует им, идущим на исповедь, открывать ему свою душу. Поэтому необходимо искать различные пути общения между священником и детьми /8. С.113/.
Много сомнений у В.В.Зеньковского вызывал вопрос об изучении Ветхого Завета детьми. Обычно он преподается в виде истории израильского народа с вступлением, включающим повествование о творении мира, грехопадении, обетовании. В этом отношении ученый-педагог предлагал некоторые изменения: необходимо раскрытие тем о Боге Творце, днях творения, человеке, грехопадении, но политическую историю израильского народа не надо предлагать детям. С одной стороны “жестокосердие” израильского народа может легко соблазнить ребенка, а с другой, его история не столь важна для религиозного развития детей. Можно ограничиться сообщениями о жизни великих патриархов и обрисовать духовный облик важнейших пророков. Сторонники последовательного изучения ветхозаветной истории считают, что героический период истории израильского народа и лица, с ним связанные, воодушевляют ребят. Однако В.В.Зеньковский с этим не соглашается по той причине, что “немного говорят нам, например, фигуры царей периода после разделения Израиля на два царства” /8. С.114/. Главное в религиозном преподавании он считает вживание в лик Спасителя. Переживание Его образа всегда охраняло истину православной веры, причем детям это особенно нужно. Ветхий Завет может остаться темой для дополнительных чтений, как педагогическое освещение Нового Завета.
Изучение богослужения возможно лишь в старших классах воскресной школы при достаточно высоком развитии духовной жизни детей, благодаря которой они смогли бы его понять. Так как на это рассчитывать трудно, то можно изучать богослужение одновременно с ростом религиозной жизни самих ребят.
Преподавание катехизиса, по мнению В.В.Зеньковского, целесообразнее проводить после изучения Евангелия и Деяний апостолов. Это продолжение будет более удачным, чем переход сразу от жизни Спасителя к содержанию веры. Изучением истории Церкви расширяется религиозный горизонт учеников. Поэтому катехизис можно изучать также и после истории, что позволит догматический материал связать с изучением истории жизни Церкви/8. С.114/.
3.4. Воспитание целомудрия
В настоящее время в литературе, газетах и журналах, в театре и кино вопросы пола занимают одно из важных мест. Как замечает В.Вардугин: “Гуманный” Запад вовсю насаждает у нас порнографию. Чьи–то “заботливые” уста нашептывают нашим девочкам уже в школе, что девственницей оставаться немодно, что это пошлый пережиток” /15. С.35/. В этом отношении слова В.В.Зеньковского, сказанные несколько десятилетий назад, сегодня как никогда имеют свое актуальное значение: “Рекламы и объявления стремятся возбудить половое сознание, раздражают его, и от этого не укрыться. Без преувеличения можно сказать, что молодые поколения ныне более, чем когда бы то ни было, осуждены на то, чтобы быть втянутыми в ту нездоровую половую напряженность, которая характерна для нашего времени. Если верно, что пол всегда мучил людей, то ныне он мучит их с особой силой; во всяком случае, без конца беспокоит и давит. Именно потому и важно помочь молодежи разобраться в этой области, помочь найти правильный путь в жизни” /4. С.3/.
С этой целью В.В.Зеньковский опубликовал сочинение под названием: “На пороге зрелости”, предназначенное для подростков и юношей. Автор был убежден в возможности целомудренного воспитания молодежи, которое не “подавляя и не уродуя ни одного естественного движения, может вместе с тем обеспечить здоровое развитие всех сил в человеке, может организовать внутреннее равновесие в душе” /4. С.5/.
Возникает вопрос, почему сфера пола в человеке таит в себе столько опасностей, в то время как остальные функции обычно развиваются нормально. Автор объясняет это тем, что в сфере пола тело и душа человека, очень глубоко и таинственно связаны между собой, поэтому происходит их взаимное влияние друг на друга /4. С.5/. Подтверждение этому он находит в христианском учении.
Христианство не только способствует гуманизации отношений между мужчиной и женщиной, одухотворяет их, но и высоко возносит идею девственности и телестной чистоты человека. Понятие о девственности в Христианстве вовсе не противоречит браку, а является как бы параллельным путем движения человека к Богу. Христианство призывает человека прежде всего к целомудренной жизни как в браке, так и в одиночестве.
Физическая чистота признается ценнейшим подспорьем для жизненного развития личности, является для человека величайшим благом, источником духовной силы и крепости. Проследив основные ступени развития пола в человеке, В.В.Зеньковский приходит к выводу, что в человеческом естестве в период созревания происходит, своего рода, разделение: на одной стороне сосредотачивается сексуальность, включающая чисто телесную функцию пола, а с другой – эрос, т.е. духовное искание любви, озаряющее душу поэтической мечтой о любимом существе /4. С.10/.
Единство души человека требует и единства этих двух сторон проявления пола – в этом заключается закон целостности. Однако первоначально они развиваются раздельно. Потребность любви нередко переживается подростком в идеализации любимого существа. В чем, по мнению В.В.Зеньковского, заключается огромное творческое значение переживаний любви /4. С.13/. Когда в сердце человека разгарается любовь, то тот, к кому устремлено сердце, весь светится каким-то сиянием. Все в мире отступает на задний план, становится второстепенным, душа всецело погружена в созерцание любимого существа /4. С.16/. В.В.Зеньковский заостряет свое внимание на том, что именно в порывах любви юная душа испытывает глубокую потребность выйти за пределы своей личности, чтобы достигнуть всецелого соединения с любимым человеком и тем самым найти смысл своего существования /4. С.17/. Это достигается только в семейном союзе. Всякая добрачная или внебрачная половая жизнь приводит к тяжелым психологическим и духовным последствиям /4. С.18/.
По мнению В.В.Зеньковского, жизнь в браке имеет три стороны – биологическую, социальную и духовную, которые при нормальных условиях образуют целостное единство двух людей /4. С.20/. Где нет этого единства, а выступает одна сторона, там нет и настоящего брака.
Тайна брака поистине велика: два человека жившие до брака своей личной жизнью, имевшие свои привычки и взгляды, вступив в союз, начинают жить общей жизнью /4. С.32/. Огромным препятствием для нормальной семейной жизни может оказаться то, что у них уже была добрачная половая жизнь /4. С.33/. Напротив, те юноши и девушки, которые вступают в брак чистыми и целомудренными, впервые постигают тайну телесного единства. Тонкость и чистота взаимной любви питаются от телесного сближения, которое все сильнее укрепляет чувство нежности в отношении друг к другу /4. С.22/.
Тайна семьи, есть тайна духовной бесконечности. Глубочайшее значение здесь имеет рождение детей, которое является вхождением в сферу бесконечного бытия. “От поколения к поколению, – говорит В.В.Зеньковский, – от родителей к детям, которым предстоит в свое время также стать родителями, тянется непрерывное единство человечества” /4. С.23/. Эта бесконечность приближает человека к другой бесконечности, осветившей светом наш мир – к тайне Святой Троицы. Благодаря семье можно приблизиться к этой тайне, к тайне того, что Троическое Бытие Божие есть в то же время Единство. Именно в этом смысле о семье говорится, что она является “малой церковью”: в ней присутствует Бог, семья становится клеточкой церковного организма /4. С.23/.